Размещение текстов судебных актов на официальных сайтах
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение текстов судебных актов на официальных сайтах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публикация судебных актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 (далее - Положение о порядке размещения текстов судебных актов);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 (далее - Положение о порядке размещения текстов судебных актов);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017
"Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Концепция совершенствования производства по делам о привлечении к административной ответственности, осуществляемого мировыми судьями
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<1> См.: Указы Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", другие постановления Правительства Российской Федерации в области информационных цифровых технологий, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"; Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда от 27 сентября 2017 г.; Концепция информационной политики на 2020 - 2030 годы, одобренная Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г.; Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7; Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 12 марта 2020 г. N 4; Положение "Описание целевого состояния суперсервиса "Правосудие онлайн", утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (п. 2 раздела III Протокола от 20.04.2020 N 5); Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года, утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785; Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации, утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15 февраля 2021 г. N 9-П // СПС "КонсультантПлюс".
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<1> См.: Указы Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", другие постановления Правительства Российской Федерации в области информационных цифровых технологий, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"; Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда от 27 сентября 2017 г.; Концепция информационной политики на 2020 - 2030 годы, одобренная Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г.; Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7; Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 12 марта 2020 г. N 4; Положение "Описание целевого состояния суперсервиса "Правосудие онлайн", утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (п. 2 раздела III Протокола от 20.04.2020 N 5); Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года, утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785; Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации, утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15 февраля 2021 г. N 9-П // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<11> См.: абз. 9 п. 2.3 Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" // СПС "КонсультантПлюс".
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<11> См.: абз. 9 п. 2.3 Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" // СПС "КонсультантПлюс".
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)<2> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 года "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280272/ (дата обращения: 20.05.2023).
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)<2> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 года "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280272/ (дата обращения: 20.05.2023).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья: К вопросу о защите персональных данных участников гражданского судопроизводства
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Согласно статье 131 "Форма и содержание искового заявления" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) <8> в исковом заявлении должны быть указаны среди прочего сведения об истце и ответчике, которые и составляют их персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства или место пребывания, страховой номер индивидуального лицевого счета, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения). Персональные данные гражданина согласно пункту 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации <9> наряду с прочими нематериальными объектами являются нематериальным благом, которое подлежит защите гражданским законодательством и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) <10>, <11>. В статье 17 Закона о персональных данных закреплено право субъекта персональных данных на их защиту, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке <12>. В силу требований Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон о деятельности судов) <13>, а именно пункта 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети Интернет, перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Для того чтобы исключить идентификацию лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, их личные данные заменяются инициалами, псевдонимами или прочими обозначениями <14>. Не подлежат исключению из решений номинативные (фамилии, имена и отчества) персональные данные сторон (истец, ответчик, третье лицо, гражданский истец, гражданский ответчик), состава суда (судья (судьи), секретарь судебного заседания), прокурора, адвоката и представителя. То же требование содержится и в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3) <15>.
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Согласно статье 131 "Форма и содержание искового заявления" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) <8> в исковом заявлении должны быть указаны среди прочего сведения об истце и ответчике, которые и составляют их персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства или место пребывания, страховой номер индивидуального лицевого счета, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения). Персональные данные гражданина согласно пункту 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации <9> наряду с прочими нематериальными объектами являются нематериальным благом, которое подлежит защите гражданским законодательством и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) <10>, <11>. В статье 17 Закона о персональных данных закреплено право субъекта персональных данных на их защиту, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке <12>. В силу требований Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон о деятельности судов) <13>, а именно пункта 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети Интернет, перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Для того чтобы исключить идентификацию лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, их личные данные заменяются инициалами, псевдонимами или прочими обозначениями <14>. Не подлежат исключению из решений номинативные (фамилии, имена и отчества) персональные данные сторон (истец, ответчик, третье лицо, гражданский истец, гражданский ответчик), состава суда (судья (судьи), секретарь судебного заседания), прокурора, адвоката и представителя. То же требование содержится и в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3) <15>.
Статья: Об отдельных аспектах защиты прав должника в процедуре отмены судебного приказа в гражданском процессе
(Габов А.В., Борисова Л.В., Савина Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<49> Постановление Президиума ВС РФ от 27 сентября 2017 г. "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // https://www.vsrf.ru/files/24014/?ysclid=m6mc64av3x456358459.
(Габов А.В., Борисова Л.В., Савина Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<49> Постановление Президиума ВС РФ от 27 сентября 2017 г. "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // https://www.vsrf.ru/files/24014/?ysclid=m6mc64av3x456358459.