Продажа земельного участка находящегося в муниципальной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа земельного участка находящегося в муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"3. Позиции о цене продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как органы публичной власти распоряжаются публичными земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Как публичные участки предоставляются в собственность за плату
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Как публичные участки предоставляются в собственность за плату
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При заключении договора через суд принципиально важно минимизировать споры по условиям договора и свести спор к доказыванию обязанности уполномоченного органа заключить соответствующий договор. С этой целью необходимо провести мониторинг местного законодательства на предмет наличия утвержденной формы договора аренды или купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Такие формы, в частности, есть в Санкт-Петербурге <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При заключении договора через суд принципиально важно минимизировать споры по условиям договора и свести спор к доказыванию обязанности уполномоченного органа заключить соответствующий договор. С этой целью необходимо провести мониторинг местного законодательства на предмет наличия утвержденной формы договора аренды или купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Такие формы, в частности, есть в Санкт-Петербурге <1>.
Готовое решение: Что такое кадастровая стоимость и для чего она применяется
(КонсультантПлюс, 2025)определения цены при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 39.4, п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)определения цены при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 39.4, п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ).
Ситуация: Как получить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ).
Готовое решение: Как отразить продажу недвижимости в декларации по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)по строке 060 Приложения N 2 к листу 02 - цену его приобретения и расходы, связанные с его продажей. Если вы продаете участок, полученный в качестве вклада в уставный капитал, включите в эту строку стоимость участка, определенную при его внесении (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.07.2013 N 03-03-06/1/28205). В частности, если вы продаете земельный участок, полученный в порядке приватизации государственного (муниципального) имущества, в качестве расходов учитывайте стоимость участка, определенную на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 13.01.2020 N 03-03-07/465).
(КонсультантПлюс, 2025)по строке 060 Приложения N 2 к листу 02 - цену его приобретения и расходы, связанные с его продажей. Если вы продаете участок, полученный в качестве вклада в уставный капитал, включите в эту строку стоимость участка, определенную при его внесении (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.07.2013 N 03-03-06/1/28205). В частности, если вы продаете земельный участок, полученный в порядке приватизации государственного (муниципального) имущества, в качестве расходов учитывайте стоимость участка, определенную на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 13.01.2020 N 03-03-07/465).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль1.1. Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на приобретение земли, не находящейся в государственной или муниципальной собственности, в периоде ее реализации?
Вопрос: Вопрос единого подхода к применению понятия "сети инженерно-технического обеспечения" в целях, связанных с подготовкой и организацией аукциона по продаже или на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
Статья: Межотраслевые связи гражданского и экологического права и их влияние на зеленую экономику
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)По мере изменения климата и роста числа природных катастроф потребуется уточнение теории форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению договора. Все это обусловит внесение ряда изменений и дополнений в гражданское и экологическое законодательство, включая регламентацию использования цифровых технологий при заключении договора. В природоресурсном праве эта тенденция уже существует, например ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации <8> (далее - ЗК РФ) предусматривает проведение электронных торгов в случае продажи земельных участков из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность (аренду) гражданам и юридическим лицам. Наряду с этим можно говорить о специфике заключения экологических договоров в границах особо охраняемых природных территорий (в заповедниках и национальных парках), что проявляется в соглашениях о рекреационной деятельности (регулируются ст. 17.3 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <9>) или договоре об установлении обязательств частных собственников по охране выявленного на их земле памятника природы (с возмещением расходов из бюджета), косвенно упоминаемого в ст. 27 данного Закона. Своя специфика будет и в зонах экологического бедствия (после их создания).
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)По мере изменения климата и роста числа природных катастроф потребуется уточнение теории форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению договора. Все это обусловит внесение ряда изменений и дополнений в гражданское и экологическое законодательство, включая регламентацию использования цифровых технологий при заключении договора. В природоресурсном праве эта тенденция уже существует, например ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации <8> (далее - ЗК РФ) предусматривает проведение электронных торгов в случае продажи земельных участков из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность (аренду) гражданам и юридическим лицам. Наряду с этим можно говорить о специфике заключения экологических договоров в границах особо охраняемых природных территорий (в заповедниках и национальных парках), что проявляется в соглашениях о рекреационной деятельности (регулируются ст. 17.3 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <9>) или договоре об установлении обязательств частных собственников по охране выявленного на их земле памятника природы (с возмещением расходов из бюджета), косвенно упоминаемого в ст. 27 данного Закона. Своя специфика будет и в зонах экологического бедствия (после их создания).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.