Предоставление земельных участков для размещения линейных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельных участков для размещения линейных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Вопреки доводам МУГИСО, сама по себе возможность размещение линейного объекта с учетом п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела с учетом вспомогательного назначения канализационной сети к объекту склада, особенности земельного участка в части конфигурации и формы участка, наличия санитарно-защитных зон, исходя из назначения сооружения, принципа рационального использования земель, не является основанием для отказа в предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон о внесении изменений в ЗК РФ) предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон о внесении изменений в ЗК РФ) предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом согласно п. 3 ст. 11 Закона РФ от 03.08.2018 N 341-ФЗ <1> (далее - Закон N 341-ФЗ) в части предоставления земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения установлено, что публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются на условиях, указанных в федеральном законе или ином нормативном правовом акте Российской Федерации, нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, нормативном правовом акте органа местного самоуправления, предусматривающих установление таких публичных сервитутов (п. 3 ст. 11).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом согласно п. 3 ст. 11 Закона РФ от 03.08.2018 N 341-ФЗ <1> (далее - Закон N 341-ФЗ) в части предоставления земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения установлено, что публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются на условиях, указанных в федеральном законе или ином нормативном правовом акте Российской Федерации, нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, нормативном правовом акте органа местного самоуправления, предусматривающих установление таких публичных сервитутов (п. 3 ст. 11).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)19.2. Общее правило состоит в том, что использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок. Исключением из этого правила является ситуация, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется. Исчерпывающий перечень этих исключений установлен ч. 4 ст. 36 ГрК и включает четыре пункта: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, как включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и выявленных; 2) в границах территорий общего пользования; 3) земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)19.2. Общее правило состоит в том, что использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок. Исключением из этого правила является ситуация, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется. Исчерпывающий перечень этих исключений установлен ч. 4 ст. 36 ГрК и включает четыре пункта: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, как включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и выявленных; 2) в границах территорий общего пользования; 3) земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Статья: Законность предоставления земельных участков для размещения объектов коммунальной инфраструктуры
(Федорченко М.С., Дмитриев И.Г.)
("Законность", 2025, N 6)Этот подход допускал предоставление любых свободных земельных участков, в границах которых планировалось размещение линейного объекта, что, очевидно, способствовало обходу закона недобросовестными хозяйствующими субъектами, действия которых были направлены исключительно на льготное получение земли для строительства.
(Федорченко М.С., Дмитриев И.Г.)
("Законность", 2025, N 6)Этот подход допускал предоставление любых свободных земельных участков, в границах которых планировалось размещение линейного объекта, что, очевидно, способствовало обходу закона недобросовестными хозяйствующими субъектами, действия которых были направлены исключительно на льготное получение земли для строительства.
Статья: О землепользовании юридических лиц, не являющихся собственниками земельных участков
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенно остро такого рода проблема проявляется в случае расположения на земельном участке линейного объекта, обладающего особой спецификой. Действующее законодательство не содержит норм, четко определяющих порядок предоставления земельных участков для размещения на них линейных объектов. Хотя, как верно отмечает Г.А. Волков, "как правило, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям в использовании или невозможности использования земельных участков правообладателями, к существенным ограничениям их прав" <22>, тем не менее собственник или иной обладатель прав на земельный участок вынужден претерпевать некоторые неудобства уже по причине того, что земельный участок так или иначе "задействован" под эксплуатацию линейного объекта. Чаще всего речь идет о сервитутных правах собственника или иного обладателя линейного объекта и соответствующем обременении земельного участка, используемого для размещения линейного объекта. Это может быть публичный сервитут в отдельных целях, устанавливаемый по правилам гл. V.7 ЗК РФ, или так называемый легальный сервитут, предусмотренный ст. 42 ЗК РФ, когда сервитут устанавливается по основаниям, названным в законе (сервитут в силу закона) <23>.
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенно остро такого рода проблема проявляется в случае расположения на земельном участке линейного объекта, обладающего особой спецификой. Действующее законодательство не содержит норм, четко определяющих порядок предоставления земельных участков для размещения на них линейных объектов. Хотя, как верно отмечает Г.А. Волков, "как правило, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям в использовании или невозможности использования земельных участков правообладателями, к существенным ограничениям их прав" <22>, тем не менее собственник или иной обладатель прав на земельный участок вынужден претерпевать некоторые неудобства уже по причине того, что земельный участок так или иначе "задействован" под эксплуатацию линейного объекта. Чаще всего речь идет о сервитутных правах собственника или иного обладателя линейного объекта и соответствующем обременении земельного участка, используемого для размещения линейного объекта. Это может быть публичный сервитут в отдельных целях, устанавливаемый по правилам гл. V.7 ЗК РФ, или так называемый легальный сервитут, предусмотренный ст. 42 ЗК РФ, когда сервитут устанавливается по основаниям, названным в законе (сервитут в силу закона) <23>.
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В статье проанализированы особенности публичного сервитута как механизма, направленного на обеспечение возможности эффективного использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов заинтересованными лицами. Сделан акцент на вопросах, касающихся определения сущности актов, устанавливающих публичные сервитуты, диспозитивного подхода в судебной практике относительно наличия возможности выбора публичного и гражданско-правового сервитутов. По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии ограничений и произвольного применения отдельных норм, регулирующих порядок установления публичного сервитута, на примере соотношения доктринального и правоприменительного подходов в реализации положений земельного и специальных законодательных актов с точки зрения существующей юридической техники.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В статье проанализированы особенности публичного сервитута как механизма, направленного на обеспечение возможности эффективного использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов заинтересованными лицами. Сделан акцент на вопросах, касающихся определения сущности актов, устанавливающих публичные сервитуты, диспозитивного подхода в судебной практике относительно наличия возможности выбора публичного и гражданско-правового сервитутов. По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии ограничений и произвольного применения отдельных норм, регулирующих порядок установления публичного сервитута, на примере соотношения доктринального и правоприменительного подходов в реализации положений земельного и специальных законодательных актов с точки зрения существующей юридической техники.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Как следовало из материалов дела (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2018 г. N Ф04-3888/18 по делу N А46-23406/2017), суд при оценке доводов о необходимости подготовки документации по планировке территории размещения газопровода исходил из данных экспертного заключения, согласно которому протяженность линейного объекта превышала параметры, определенные Постановлением Правительства РФ N 269, кроме того, для размещения объекта требовалось установление сервитута, что свидетельствовало об обязательности подготовки документации по планировке территории. Заслуживающее внимание толкование положений ст. 41 ГрК РФ и Постановления Правительства РФ N 269 приведено в материалах другого дела (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2018 г. N 08АП-9557/18), при рассмотрении которого суд указал, что приведенный в указанном Постановлении Правительства РФ перечень случаев, когда не требуется подготовка документации по планировке территории, не содержит оговорки о его нераспространении на линейные объекты, размещаемые на земельных участках, находящихся в публичной собственности на условиях сервитута. Позиция суда заключается в следующем: ст. 41 ГрК РФ в качестве условия, при наличии которого отсутствует обязанность по подготовке документации по планировке территории, называет размещение линейных объектов на земельных участках без их предоставления и установления сервитутов; в то же время ст. 41 ГрК РФ допускает, что Правительством Российской Федерации могут быть определены иные правила относительно подготовки документации по планировке территории. В связи с тем что в Постановлении Правительства РФ N 269 не упоминается сервитут, его наличие или отсутствие не свидетельствует о необходимости подготовки документации по планировке территории, в случае если линейный объект соответствует требованиям, приведенным в Постановлении Правительства РФ N 269.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Как следовало из материалов дела (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2018 г. N Ф04-3888/18 по делу N А46-23406/2017), суд при оценке доводов о необходимости подготовки документации по планировке территории размещения газопровода исходил из данных экспертного заключения, согласно которому протяженность линейного объекта превышала параметры, определенные Постановлением Правительства РФ N 269, кроме того, для размещения объекта требовалось установление сервитута, что свидетельствовало об обязательности подготовки документации по планировке территории. Заслуживающее внимание толкование положений ст. 41 ГрК РФ и Постановления Правительства РФ N 269 приведено в материалах другого дела (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2018 г. N 08АП-9557/18), при рассмотрении которого суд указал, что приведенный в указанном Постановлении Правительства РФ перечень случаев, когда не требуется подготовка документации по планировке территории, не содержит оговорки о его нераспространении на линейные объекты, размещаемые на земельных участках, находящихся в публичной собственности на условиях сервитута. Позиция суда заключается в следующем: ст. 41 ГрК РФ в качестве условия, при наличии которого отсутствует обязанность по подготовке документации по планировке территории, называет размещение линейных объектов на земельных участках без их предоставления и установления сервитутов; в то же время ст. 41 ГрК РФ допускает, что Правительством Российской Федерации могут быть определены иные правила относительно подготовки документации по планировке территории. В связи с тем что в Постановлении Правительства РФ N 269 не упоминается сервитут, его наличие или отсутствие не свидетельствует о необходимости подготовки документации по планировке территории, в случае если линейный объект соответствует требованиям, приведенным в Постановлении Правительства РФ N 269.