Право преимущественной покупки арендатора земельного участка сельхозназначения

Подборка наиболее важных документов по запросу Право преимущественной покупки арендатора земельного участка сельхозназначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.07.2023 N 88-21884/2023 по делу N 2-15/2023
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Купля-продажа земли.
Требования покупателя: 1) О признании права собственности на земельный участок; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании договора недействительным в целом, применении последствий недействительности сделки; 4) О признании договора состоявшимся.
Обстоятельства: Истица ссылается на заключение договора купли-продажи земельного участка с первоначальным собственником. Однако своевременно сделку зарегистрировать не удалось, поскольку в отношении спорного участка были приняты обеспечительные меры в виде запрета на совершение регистрационных действий, а также в связи с повторной его продажей другому покупателю.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании договора купли-продажи от 20.10.2020 состоявшимся, признании права собственности и признании недействительным договора купли-продажи от 23.06.2021, оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", правомерно исходил из того, что ФИО69 не имел права продавать свою долю земельного участка сельскохозяйственного назначения ФИО70., поскольку последняя собственником либо арендатором земельного участка с КН N не являлась. Процедура выдела доли или получения отказа от преимущественной покупки от остальных участников долевой собственности в данном случае соблюдены не были.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выкуп земель сельскохозяйственного назначения
(КонсультантПлюс, 2024)
...суды обоснованно посчитали, что Общество использовало земельный участок на условиях аренды непрерывно с 2014 года, то есть более трех лет, обратилось в Администрацию до истечения указанного в договоре аренды срока, нарушения арендатором действующего законодательства при землепользовании не установлено и, следовательно, в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ оно вправе было приобрести спорный участок в собственность без проведения торгов, а у Администрации не имелось правовых оснований для отказа заявителю в реализации принадлежащего ему преимущественного права на выкуп земель сельскохозяйственного назначения..."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Порядок изъятия земель для развития муниципального образования
(Аксенов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)
Изучая вопрос об отчуждении земельных участков, нельзя не остановиться еще на одном условии проведения данной процедуры. Дело в том, что собственниками сельскохозяйственной земли в Российской Федерации могут быть только граждане. Иностранные физические и юридические лица участвуют в поземельных отношениях только как арендаторы. Однако может сложиться ситуация, при которой право собственности на земельный участок сельхозназначения может появиться у иностранного гражданина. Например, в результате наследования. Нормы российского законодательства предусматривают в таком случае обязанность отчуждения земельной собственности в течение года. Понятно, что данная норма призвана обеспечить продовольственную независимость нашего государства.
Статья: Правовое регулирование зонирования территорий в зарубежных странах
(Мельников Н.Н., Савельева Е.А.)
("Российская юстиция", 2012, N 4)
Институт зонирования в законодательстве Швейцарии используется в целях регулирования порядка застройки земельных участков и охраны природных ресурсов. Планы развития территорий предусматривают выделение зон сельскохозяйственного назначения, зон "особой ценности и природной красоты" и зон, требующих принятия срочных охранительных мер. Порядок и условия использования земель сельскохозяйственного назначения актами о зонировании регулируются лишь частично. При этом контроль за целевым использованием сельскохозяйственных земель осуществляется путем принятия специальных мер, ограничивающих частоту сделок с участками. Е.И. Каминская отмечает, что Федеральный закон Швейцарии о загородных земельных угодьях от 4 октября 1991 г. предусматривает норму о необходимости соблюсти 10-летний срок между сделками купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения. Цель таких ограничений определяется как сохранение полезных свойств земли и производственного потенциала земельного участка, оказывающихся под угрозой вследствие частной смены собственника участка. Гражданский кодекс Швейцарии и специальные законы содержат нормы о праве преимущественной покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения, которое принадлежит сособственнику участка, родственникам собственника и арендаторам, что также способствует сохранению земельного участка за лицом, заинтересованным в его использовании по целевому назначению <26>.

Нормативные акты

Решение Совета депутатов Егорьевского муниципального района МО от 24.11.2010 N 417/42
(ред. от 26.12.2012)
"Об утверждении новой редакции Положения о порядке продажи земельных участков на территории Егорьевского муниципального района"
3.3. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения прав на землю или в собственности муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области", имеет преимущественное право его покупки. В случае если земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, преимущественным правом приобретения его в собственность арендатор может воспользоваться по истечении трех лет с момента заключения договора аренды и при условии надлежащего использования земель, невыполнение одного из названных условий лишает арендатора права на преимущественное приобретение в собственность арендуемого участка. Незастроенные земельные участки, находящиеся в аренде, предоставляются в собственность в нижеследующем порядке:
Решение Башкортостанского УФАС России от 21.05.2010 по делу N А-78/15-10
Нарушение: п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.
Из материалов дела следует, что вышеназванные земельные участки предоставлены в аренду после рассмотрения заявлений ООО "А". При этом Администрацией Благоварского района Республики Башкортостан предусмотренное п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" условие не выполнено - сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации предварительно и заблаговременно опубликовано не было. Данный факт был подтвержден на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России представителем Администрации Благоварского района. Тем самым ООО "А" поставлено в более выгодное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами - потенциальными арендаторами земельных участков, которые не знали о возможности приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.