Правила проведения освидетельствования на состояние опьянения
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила проведения освидетельствования на состояние опьянения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 1: Гражданин обжалует привлечение к ответственности за управление ТС в состоянии опьянения или передачу управления лицу, находящемуся в таком состоянии
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ч. 1 - 3 ст. 12.8 КоАП РФ, п. 2.7 ПДД РФ, п. п. 2, 8 Правил освидетельствования на состояние опьянения, Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, п. п. 10 - 13 Постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20, п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, п. 52 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 27.11.2024, п. 44 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2023, п. 47 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 30.06.2021, Постановление КС РФ от 24.11.2022 N 51-П
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ч. 1 - 3 ст. 12.8 КоАП РФ, п. 2.7 ПДД РФ, п. п. 2, 8 Правил освидетельствования на состояние опьянения, Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, п. п. 10 - 13 Постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20, п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, п. 52 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 27.11.2024, п. 44 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2023, п. 47 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 30.06.2021, Постановление КС РФ от 24.11.2022 N 51-П
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Несоответствие выводов суда, изложенных в судебном акте, фактическим обстоятельствам дела как основание для отмены судебных решений: материалы судебной практики военных судов
(Харитонов С.С., Шарапов С.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)В соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 10.1 Постановления от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", судам необходимо иметь в виду, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2, 4 и 6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ - по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном УПК РФ.
(Харитонов С.С., Шарапов С.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)В соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 10.1 Постановления от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", судам необходимо иметь в виду, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2, 4 и 6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ - по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном УПК РФ.
Статья: "Самые добрые люди у нас и самые пьяные"
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 9)- Суды нижестоящих инстанций, вставая на сторону работника, исходили из норм ТК РФ о проведении обязательных медосмотров и психиатрических освидетельствований сотрудников, но вопрос освидетельствования на состояние опьянения эти правила не регулируют.
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 9)- Суды нижестоящих инстанций, вставая на сторону работника, исходили из норм ТК РФ о проведении обязательных медосмотров и психиатрических освидетельствований сотрудников, но вопрос освидетельствования на состояние опьянения эти правила не регулируют.
Нормативные акты
показать больше документов"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)18) утверждение порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила проведения химико-токсикологических исследований - данное полномочие реализовано в Приказе Минздрава от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" и в Приказе Минздрава от 30.12.2016 N 1028н "Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту";
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)18) утверждение порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила проведения химико-токсикологических исследований - данное полномочие реализовано в Приказе Минздрава от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" и в Приказе Минздрава от 30.12.2016 N 1028н "Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту";
Статья: Понятие и признаки алкогольного опьянения в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Что касается медицинского освидетельствования, то оно регламентируется Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающим определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, утв. Приказом Минздрава России от 29.04.2025 N 262н (далее - Порядок), и касается не только лиц, управляющих транспортным средством, но и других категорий граждан, применительно к которым алкогольное опьянение имеет юридическое значение. Например, военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, а также работника, появившегося на работе с признаками опьянения (пп. 1, 5, 6 п. 8 Порядка).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Что касается медицинского освидетельствования, то оно регламентируется Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающим определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, утв. Приказом Минздрава России от 29.04.2025 N 262н (далее - Порядок), и касается не только лиц, управляющих транспортным средством, но и других категорий граждан, применительно к которым алкогольное опьянение имеет юридическое значение. Например, военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, а также работника, появившегося на работе с признаками опьянения (пп. 1, 5, 6 п. 8 Порядка).
Статья: Состояние опьянения как признак транспортных преступлений
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2024, N 2)<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. N 904) // Российская газета. 2008. 2 июля; СЗ РФ. 2016. N 38. Ст. 5553.
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2024, N 2)<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. N 904) // Российская газета. 2008. 2 июля; СЗ РФ. 2016. N 38. Ст. 5553.
Статья: Правовое регулирование диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: новый порядок - старые проблемы
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<21> См. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<21> См. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отстранить работника от работыОплата услуг при обращении в медицинское учреждение для проведения освидетельствования, как правило, осуществляется за счет работодателя. Однако впоследствии, если факт опьянения подтвердится, данные суммы можно взыскать с работника как прямой ущерб, нанесенный работодателю (ст. 238 ТК РФ).
Вопрос: О направлении работодателем запроса о предоставлении медицинского заключения о возможном нахождении пострадавшего в состоянии опьянения в рамках расследования несчастного случая на производстве.
(Письмо Минтруда России от 04.03.2025 N 15-3/ООГ-447)Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 Положения), а также принимает порядок выдачи медицинскими организациями медицинских заключений, справок на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (пункт 5.2.22 Положения), порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (пункт 5.2.73 Положения), нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности (пункт 5.2.208 Положения).
(Письмо Минтруда России от 04.03.2025 N 15-3/ООГ-447)Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 Положения), а также принимает порядок выдачи медицинскими организациями медицинских заключений, справок на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (пункт 5.2.22 Положения), порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (пункт 5.2.73 Положения), нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности (пункт 5.2.208 Положения).