Передача в субаренду муниципального земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача в субаренду муниципального земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Передача земельного участка в субаренду
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, как верно указано... судом, отсутствие соответствующего уведомления арендодателя о передаче в субаренду земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, не влечет правовых последствий в виде ничтожности такой сделки..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, как верно указано... судом, отсутствие соответствующего уведомления арендодателя о передаче в субаренду земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, не влечет правовых последствий в виде ничтожности такой сделки..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субаренда государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление земельных участков в субаренду организациям не препятствует их передаче из муниципальной собственности в государственную
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление земельных участков в субаренду организациям не препятствует их передаче из муниципальной собственности в государственную
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно учесть при передаче в субаренду земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные и муниципальные земельные участки можно передать в субаренду без торгов. Однако имейте в виду, что в некоторых случаях их субаренда запрещена.
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные и муниципальные земельные участки можно передать в субаренду без торгов. Однако имейте в виду, что в некоторых случаях их субаренда запрещена.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73
(ред. от 25.12.2013)
"Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"Однако судам надлежит принять во внимание, что арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка. При разрешении споров, связанных с заключением и исполнением таких договоров субаренды, подлежат применению правовые позиции, изложенные в абзацах втором - пятом настоящего пункта.
(ред. от 25.12.2013)
"Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"Однако судам надлежит принять во внимание, что арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка. При разрешении споров, связанных с заключением и исполнением таких договоров субаренды, подлежат применению правовые позиции, изложенные в абзацах втором - пятом настоящего пункта.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"17. В случае, когда в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет, заключенном до введения в действие ЗК РФ, содержится условие о порядке получения арендатором согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду или распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться данным условием договора, а не положением пункта 9 статьи 22 ЗК РФ (статья 422 ГК РФ).
"О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"17. В случае, когда в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет, заключенном до введения в действие ЗК РФ, содержится условие о порядке получения арендатором согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду или распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться данным условием договора, а не положением пункта 9 статьи 22 ЗК РФ (статья 422 ГК РФ).
Статья: Новеллы в правовом регулировании недвижимости и строительства
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Так, в п. 3 ст. 71 ГрК РФ предусмотрено право оператора КРТ принять решение о проведении торгов и заключить по их результатам договор о КРТ. В этом случае, если оператору КРТ был предоставлен в аренду для целей КРТ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, оператор КРТ вправе передать его в субаренду победителю торгов без согласия арендодателя на срок, не превышающий срока его аренды.
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Так, в п. 3 ст. 71 ГрК РФ предусмотрено право оператора КРТ принять решение о проведении торгов и заключить по их результатам договор о КРТ. В этом случае, если оператору КРТ был предоставлен в аренду для целей КРТ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, оператор КРТ вправе передать его в субаренду победителю торгов без согласия арендодателя на срок, не превышающий срока его аренды.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Другая особенность договора аренды в виде ограничения субаренды предусмотрена ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях": концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды (субаренды) земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Другая особенность договора аренды в виде ограничения субаренды предусмотрена ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях": концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды (субаренды) земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.
Статья: Правовые средства в земельном праве
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Тем самым поиск новых теоретических оснований организации правовой реальности вызван рядом противоречий, проявленных в практике использования и охраны земель. Кроме того, инструментарий, используемый органами публичной власти в целях стимулирования процессов социально-экономического развития, оказался непоследовательным и противоречивым. К примеру, в одних случаях используемый инструментарий ориентирован на реализацию частных интересов (например, закрепление в законодательстве прав арендатора свободно передавать право аренды любому другому лицу без согласия собственника). Напротив, в других случаях закрепление широкого диапазона усмотрений органов публичной власти в механизме принудительного изъятия либо ограничения прав на земельные участки направлено на обеспечение публичных интересов. Следствием этого является точечное воздействие органов публичной власти на общественные отношения путем внесения в договор аренды условий, устанавливающих запрет на передачу земельного участка в субаренду без согласия арендодателя, либо установления в правилах землепользования и застройки муниципального образования размеров минимальных расстояний от оси газопроводов до зданий и сооружений.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Тем самым поиск новых теоретических оснований организации правовой реальности вызван рядом противоречий, проявленных в практике использования и охраны земель. Кроме того, инструментарий, используемый органами публичной власти в целях стимулирования процессов социально-экономического развития, оказался непоследовательным и противоречивым. К примеру, в одних случаях используемый инструментарий ориентирован на реализацию частных интересов (например, закрепление в законодательстве прав арендатора свободно передавать право аренды любому другому лицу без согласия собственника). Напротив, в других случаях закрепление широкого диапазона усмотрений органов публичной власти в механизме принудительного изъятия либо ограничения прав на земельные участки направлено на обеспечение публичных интересов. Следствием этого является точечное воздействие органов публичной власти на общественные отношения путем внесения в договор аренды условий, устанавливающих запрет на передачу земельного участка в субаренду без согласия арендодателя, либо установления в правилах землепользования и застройки муниципального образования размеров минимальных расстояний от оси газопроводов до зданий и сооружений.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве организатора торгов выступают уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, организация, указанные в ч. 3 и 4 ст. 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или лицо, определенное оператором комплексного развития территории в соответствии с ч. 3 ст. 71 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случае если в соответствии с земельным законодательством оператору комплексного развития территории предоставлен в аренду для целей комплексного развития территории земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, такой оператор комплексного развития территории вправе передать данный земельный участок в субаренду победителю указанных торгов без согласия арендодателя данного земельного участка на срок, не превышающий срока его аренды.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве организатора торгов выступают уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, организация, указанные в ч. 3 и 4 ст. 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или лицо, определенное оператором комплексного развития территории в соответствии с ч. 3 ст. 71 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случае если в соответствии с земельным законодательством оператору комплексного развития территории предоставлен в аренду для целей комплексного развития территории земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, такой оператор комплексного развития территории вправе передать данный земельный участок в субаренду победителю указанных торгов без согласия арендодателя данного земельного участка на срок, не превышающий срока его аренды.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из прочих прав на землю для застройщика прежде всего представляет интерес аренда земельных участков. По умолчанию арендатор может передавать земельный участок в субаренду, просто уведомив арендодателя (п. 6 ст. 22 ЗК РФ). Если речь идет об аренде государственной или муниципальной земли, то в случае заключения договора на срок более 5 лет по общему правилу арендатор может передать свои права и обязанности по договору третьему лицу без согласия арендодателя (но с уведомлением последнего). Очевидно, аренда является весьма гибким титулом, удобным для оформления прав на строительство.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из прочих прав на землю для застройщика прежде всего представляет интерес аренда земельных участков. По умолчанию арендатор может передавать земельный участок в субаренду, просто уведомив арендодателя (п. 6 ст. 22 ЗК РФ). Если речь идет об аренде государственной или муниципальной земли, то в случае заключения договора на срок более 5 лет по общему правилу арендатор может передать свои права и обязанности по договору третьему лицу без согласия арендодателя (но с уведомлением последнего). Очевидно, аренда является весьма гибким титулом, удобным для оформления прав на строительство.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- устанавливается запрет на изменение целевого назначения земельного участка, переданного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- устанавливается запрет на изменение целевого назначения земельного участка, переданного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству;
Готовое решение: Государственное (муниципальное) унитарное предприятие: понятие, имущество, порядок совершения сделок и обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Унитарным предприятиям запрещено передавать в субаренду предоставленные им в аренду государственные и муниципальные земельные участки, а также закладывать и уступать права аренды по ним и вносить их в качестве вклада (п. 5 ст. 18, п. 3 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Унитарным предприятиям запрещено передавать в субаренду предоставленные им в аренду государственные и муниципальные земельные участки, а также закладывать и уступать права аренды по ним и вносить их в качестве вклада (п. 5 ст. 18, п. 3 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли заключить договор аренды не всей вещи, а только отдельной ее части
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) разъяснил, что положение статьи 607 Гражданского кодекса не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. При передаче арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка, индивидуализация объекта субаренды может быть осуществлена путем подписания сторонами документа, который содержит графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором, и из которого может следовать, что предмет договора аренды согласован сторонами.
Можно ли заключить договор аренды не всей вещи, а только отдельной ее части
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) разъяснил, что положение статьи 607 Гражданского кодекса не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. При передаче арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка, индивидуализация объекта субаренды может быть осуществлена путем подписания сторонами документа, который содержит графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором, и из которого может следовать, что предмет договора аренды согласован сторонами.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли на госрегистрацию договора аренды части вещи представить подписанный сторонами документ, содержащий графическое или текстуальное описание той части недвижимости, которой будет пользоваться арендатор
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте 9 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил отсутствие законодательных ограничений права сторон на заключение такого договора аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом. Представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта обременяемого арендой земельного участка необходимо лишь в случае отсутствия такого паспорта в соответствующем деле правоустанавливающих документов. Если право на земельный участок ранее было зарегистрировано за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части земельного участка, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным. Специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды частей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и требующие предварительное проведение кадастрового учета названных частей участков, не препятствуют передаче в субаренду частей таких участков без их предварительного кадастрового учета.
Можно ли на госрегистрацию договора аренды части вещи представить подписанный сторонами документ, содержащий графическое или текстуальное описание той части недвижимости, которой будет пользоваться арендатор
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте 9 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил отсутствие законодательных ограничений права сторон на заключение такого договора аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом. Представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта обременяемого арендой земельного участка необходимо лишь в случае отсутствия такого паспорта в соответствующем деле правоустанавливающих документов. Если право на земельный участок ранее было зарегистрировано за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части земельного участка, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным. Специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды частей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и требующие предварительное проведение кадастрового учета названных частей участков, не препятствуют передаче в субаренду частей таких участков без их предварительного кадастрового учета.