Передача имущества из одного муниципального образования в другое

Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества из одного муниципального образования в другое (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 N 04АП-741/2022 по делу N А19-1814/2022
Требование: О признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Правопреемство публично-правовых образований по смыслу статей 48, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически означает переход от одного органа власти к другому обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий в отношении принадлежащего им имущества. В связи с этим суд счел неправомерными доводы Прокуратуры о том, что передача объекта недвижимости из федеральной собственности в собственность субъекта или муниципального образования не влечет переход к новому правообладателю обязательств, принятых предыдущим собственником в отношении этого имущества.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Сославшись на то, что в силу прямого указания подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества и на то, что по смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю не требует проведения специальных процедур по передаче земельного участка из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, суды не учли, что право государственной собственности на спорный земельный участок разграничено в 2016 году, и муниципальное образование город Ростов-на-Дону в лице департамента полномочно распорядилось этим участком, предоставив его в аренду коммерческой организации (АО "Ростовское") для целей строительства пожарного депо."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Должны ли гидротехнические сооружения находиться в составе муниципального имущества: подходы органов прокуратуры, судов общей юрисдикции и Конституционного Суда Российской Федерации
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальное имущество: экономика, право, управление", 2019, N 2)
К решению вопросов о допустимости передачи имущества от одного муниципального образования другому и о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности относится не только установление факта закрепления возможности передачи этого имущества на основании правового акта, но и учет иных обстоятельств, в том числе правомерности нахождения этого имущества у публично-правового образования, от которого оно передается, допустимости нахождения конкретного вида имущества в муниципальной собственности с учетом его целевого назначения и необходимости обеспечения принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года N 8-П и от 20 декабря 2010 г. N 22-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. N 540-О и от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П). При этом положения ст. 46 Конституции Российской Федерации предопределяют, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, обязанность суда исследовать по существу фактические обстоятельства и недопустимость установления лишь формальных условий применения нормы (Постановления от 31 марта 2015 г. N 6-П, от 5 июля 2016 г. N 15-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Иное означало бы формальный подход суда к решению настоящего вопроса, что приводило бы к нарушению права муниципального образования на судебную защиту, гарантированного Конституцией Российской Федерации (ст. 133).
"Преюдиция в гражданском и административном судопроизводстве"
(Мацкевич П.Н.)
("Статут", 2020)
Примером может послужить дело, возбужденное по заявлению прокурора об оспаривании нормативно-правового акта, которым был утвержден перечень имущества, переданного из муниципальной собственности одного муниципального образования в муниципальную собственность другого муниципального образования, на основании того, что в перечень передаваемого имущества было включено недвижимое имущество, находившееся в собственности граждан <53>. Именно в интересах этих граждан и было подано настоящее заявление. Суд признал преюдициальным факт наличия спорного имущества в собственности граждан, в защиту интересов которых было подано заявление, на основании определения суда апелляционной инстанции по делу об истребовании этого имущества из чужого незаконного владения, в котором прокурор участия не принимал <54>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2
(ред. от 24.11.2015)
"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"
Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статья 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (последний абзац пункта 2 статьи 235 ГК РФ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот.