Ответственность за неисполнение предписания главного санитарного врача
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неисполнение предписания главного санитарного врача (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 14.07.2021 N 44-АД21-8-К7
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.Означенное предписание выдано обществу по итогам проверочного мероприятия и в связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-2019", ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, в целях предотвращения угрозы распространения заболеваемости на территории Пермского края, обеспечения безопасности работающих и обслуживаемого населения, в соответствии со статьями 29, 50, 51 Закона N 52-ФЗ, методическими рекомендациями Роспотребнадзора, названными выше постановлениями главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11 апреля 2020 г. N 2326 и от 13 апреля 2020 г. N 2397.
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.Означенное предписание выдано обществу по итогам проверочного мероприятия и в связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-2019", ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, в целях предотвращения угрозы распространения заболеваемости на территории Пермского края, обеспечения безопасности работающих и обслуживаемого населения, в соответствии со статьями 29, 50, 51 Закона N 52-ФЗ, методическими рекомендациями Роспотребнадзора, названными выше постановлениями главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11 апреля 2020 г. N 2326 и от 13 апреля 2020 г. N 2397.
Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 15.06.2021 N ДК21-41
Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий председателя, судьи городского суда за совершение дисциплинарного проступка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на протяжении длительного времени истец допускал существенные нарушения требований закона, определяющих полномочия и обязанности председателя суда и судьи, квалификационная коллегия обоснованно решила, что оснований рассчитывать на его добросовестное отношение к должностным обязанностям в будущем не имеется.В частности, совет судей установил, что председателем Кропоткинского городского суда Краснодарского края не исполнены предписания главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах от 17 сентября 2020 г. (далее - главный санитарный врач) о необходимости выполнения мероприятий с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий председателя, судьи городского суда за совершение дисциплинарного проступка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на протяжении длительного времени истец допускал существенные нарушения требований закона, определяющих полномочия и обязанности председателя суда и судьи, квалификационная коллегия обоснованно решила, что оснований рассчитывать на его добросовестное отношение к должностным обязанностям в будущем не имеется.В частности, совет судей установил, что председателем Кропоткинского городского суда Краснодарского края не исполнены предписания главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах от 17 сентября 2020 г. (далее - главный санитарный врач) о необходимости выполнения мероприятий с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В случае невыполнения предписаний должностных лиц предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В случае невыполнения предписаний должностных лиц предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП).
Статья: К вопросу о деятельности органов местного самоуправления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 8)1. Во-первых, в соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления обязаны исполнять и оказывать содействие в выполнении санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. Большая часть полномочий органов местного самоуправления в этом направлении связана с непосредственным исполнением постановлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предписаний главных государственных санитарных врачей и иных актов по результатам различных проверок. Данные предписания, даже если они и вынесены где-то в форме рекомендаций, носят обязательный характер, так как за их неисполнение предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 8)1. Во-первых, в соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления обязаны исполнять и оказывать содействие в выполнении санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. Большая часть полномочий органов местного самоуправления в этом направлении связана с непосредственным исполнением постановлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предписаний главных государственных санитарных врачей и иных актов по результатам различных проверок. Данные предписания, даже если они и вынесены где-то в форме рекомендаций, носят обязательный характер, так как за их неисполнение предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Роспотребнадзор проинформировал об утверждении методических рекомендаций МР 3.1.0178-20 "Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19", в соответствии с которыми высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимаются решения о поэтапном снятии ограничений.
(КонсультантПлюс, 2025)Роспотребнадзор проинформировал об утверждении методических рекомендаций МР 3.1.0178-20 "Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19", в соответствии с которыми высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимаются решения о поэтапном снятии ограничений.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Шашкова О.В., Хлистун Ю.В., Савина Л.В., Кайль А.Н.)
(под ред. О.А. Слепенковой)
("ЭлКниги", 2015)Отметим, что лица имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд (подробнее см. ст. 54 комментируемого Закона).
(постатейный)
(Шашкова О.В., Хлистун Ю.В., Савина Л.В., Кайль А.Н.)
(под ред. О.А. Слепенковой)
("ЭлКниги", 2015)Отметим, что лица имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд (подробнее см. ст. 54 комментируемого Закона).
Статья: Наказания за нарушения антиковидных ограничений
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 4)ИП подала жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Дело в том, что временный запрет розничной торговли был указан в региональном постановлении о режиме повышенной готовности. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 20.6.1 КоАП РФ. А ИП привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, т.е. за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Но ссылок на нормы, которые были нарушены или не выполнены ИП, ни в протоколе, ни в судебных актах не было.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 4)ИП подала жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Дело в том, что временный запрет розничной торговли был указан в региональном постановлении о режиме повышенной готовности. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 20.6.1 КоАП РФ. А ИП привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, т.е. за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Но ссылок на нормы, которые были нарушены или не выполнены ИП, ни в протоколе, ни в судебных актах не было.
"Комментарий к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Ласкина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей
(постатейный)
(Ласкина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей
Статья: Коронавирус у работников: предупреждаем и выявляем
(Волкова М.Н.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2020, N 10)Поскольку Рекомендации Роспотребнадзора нормативными актами не являются, ответственность за их несоблюдение не наступит. Однако она может наступить за невыполнение санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса. Например, за неисполнение постановления главного санитарного врача или предписания, которое выдал организации санитарный инспектор, виновного могут привлечь к административной или уголовной ответственности.
(Волкова М.Н.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2020, N 10)Поскольку Рекомендации Роспотребнадзора нормативными актами не являются, ответственность за их несоблюдение не наступит. Однако она может наступить за невыполнение санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса. Например, за неисполнение постановления главного санитарного врача или предписания, которое выдал организации санитарный инспектор, виновного могут привлечь к административной или уголовной ответственности.
Статья: Экологические правонарушения: дисциплинарная и административная ответственность
(Шуплецова Ю.И.)
("Журнал российского права", N 2, 2000)Только один нормативный акт - Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" - устанавливает обязанность руководителей налагать дисциплинарные взыскания (вплоть до увольнения) на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя, хотя и в этом Законе не установлена ответственность за невыполнение этого предписания.
(Шуплецова Ю.И.)
("Журнал российского права", N 2, 2000)Только один нормативный акт - Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" - устанавливает обязанность руководителей налагать дисциплинарные взыскания (вплоть до увольнения) на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя, хотя и в этом Законе не установлена ответственность за невыполнение этого предписания.
Статья: Административная ответственность за невыполнение требований антимонопольного органа
(Горбачева О.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", N 2, 2004)Так, частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан, в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Объективной стороной административного правонарушения является невыполнение законного требования органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор, контроль, об устранении нарушений. В качестве органа, неисполнение требований которого влечет ответственность на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, может выступать любой орган, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля, в том числе главный санитарный врач, органы стандартизации, метрологии, сертификации, органы государственного архитектурно-строительного надзора и т.д., за исключением антимонопольного органа и органа регулирования естественных монополий, поскольку неисполнение предписаний данных органов влечет административную ответственность, установленную частями 2 и 3 ст. 19.5 КоАП РФ.
(Горбачева О.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", N 2, 2004)Так, частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан, в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Объективной стороной административного правонарушения является невыполнение законного требования органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор, контроль, об устранении нарушений. В качестве органа, неисполнение требований которого влечет ответственность на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, может выступать любой орган, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля, в том числе главный санитарный врач, органы стандартизации, метрологии, сертификации, органы государственного архитектурно-строительного надзора и т.д., за исключением антимонопольного органа и органа регулирования естественных монополий, поскольку неисполнение предписаний данных органов влечет административную ответственность, установленную частями 2 и 3 ст. 19.5 КоАП РФ.