Ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)9. Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.23 КоАП РФ за выпуск на линию ТС без тахографа, нарушение режима труда и отдыха водителей
(КонсультантПлюс, 2025)9. Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.23 КоАП РФ за выпуск на линию ТС без тахографа, нарушение режима труда и отдыха водителей
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей
(КонсультантПлюс, 2025)7. Какая административная ответственность возможна за нарушения, связанные с режимом труда и отдыха водителей
(КонсультантПлюс, 2025)7. Какая административная ответственность возможна за нарушения, связанные с режимом труда и отдыха водителей
Статья: Зарубежный опыт обеспечения соблюдения режима труда и отдыха профессиональными водителями
(Коблов П.С.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Таким образом, сравнительно-правовой анализ свидетельствует о распространенности дифференцированного подхода к установлению ответственности за нарушение режима труда и отдыха водителей. Аналогичную практику можно также встретить в Бразилии [23], Германии [24] и Испании [25].
(Коблов П.С.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Таким образом, сравнительно-правовой анализ свидетельствует о распространенности дифференцированного подхода к установлению ответственности за нарушение режима труда и отдыха водителей. Аналогичную практику можно также встретить в Бразилии [23], Германии [24] и Испании [25].
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также водителей с нарушением режима труда и отдыха, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также водителей с нарушением режима труда и отдыха, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
Последние изменения: Общие обязанности работодателя по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)Теперь работодатель несет ответственность за то, что водители не соблюдают режим труда и отдыха.
(КонсультантПлюс, 2025)Теперь работодатель несет ответственность за то, что водители не соблюдают режим труда и отдыха.
Вопрос: Каков порядок предоставления перерывов для обогревания и отдыха?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Также административная ответственность установлена, в частности, за нарушение работодателем установленного законодательством режима труда и отдыха водителей (ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Также административная ответственность установлена, в частности, за нарушение работодателем установленного законодательством режима труда и отдыха водителей (ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ).
Вопрос: Допускаются ли расхождения в данных об отработанном времени водителя в путевых листах (фактически отработанное время) и табеле учета рабочего времени (время согласно установленному режиму)?
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, наложение административного штрафа (в том числе на водителя) может быть вызвано несоблюдением законодательно установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушением законодательно установленного режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. При этом организации и должностные лица привлекаются к ответственности, если правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований НПА (ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ и Примечание к ней).
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, наложение административного штрафа (в том числе на водителя) может быть вызвано несоблюдением законодательно установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушением законодательно установленного режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. При этом организации и должностные лица привлекаются к ответственности, если правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований НПА (ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ и Примечание к ней).
Вопрос: Какова административная ответственность за нарушение лицензионных требований?
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616) (далее - Положение N 1616) грубым нарушением лицензионных требований является нарушение, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, в частности несоблюдение установленных Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (пп. "к" п. 8, п. 39 Положения N 1616).
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616) (далее - Положение N 1616) грубым нарушением лицензионных требований является нарушение, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, в частности несоблюдение установленных Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (пп. "к" п. 8, п. 39 Положения N 1616).
Вопрос: Можно ли при суммированном учете установить график рабочего времени, при котором междусменный отдых будет длиться семь часов?
(Консультация эксперта, 2025)Обратите внимание! Юридические лица несут ответственность за нарушение установленного НПА РФ режима труда и отдыха водителей в части времени управления ТС и времени отдыха, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления ТС и отдыха с несоблюдением требований НПА РФ (ч. 3 ст. 11.23, Примечание к ст. 11.23 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Обратите внимание! Юридические лица несут ответственность за нарушение установленного НПА РФ режима труда и отдыха водителей в части времени управления ТС и времени отдыха, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления ТС и отдыха с несоблюдением требований НПА РФ (ч. 3 ст. 11.23, Примечание к ст. 11.23 КоАП РФ).