Отказ в проведении публичных слушаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в проведении публичных слушаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что цели публичных слушаний (исходя из положений статей 5.1, 28, 31 ГрК РФ) при проведении публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения были выполнены. Существенные нарушения при проведении публичных слушаний отсутствовали. Непродолжительный период проведения публичных слушаний не создал препятствий для реализации заинтересованными лицами права на ознакомление в предложенным проектом, выражения предложений по нему. Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюдена."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 28 "Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов" Градостроительного кодекса РФ"Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что цели публичных слушаний (исходя из положений статей 5.1, 28, 31 ГрК РФ) при проведении публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения были выполнены. Существенные нарушения при проведении публичных слушаний отсутствовали. Непродолжительный период проведения публичных слушаний не создал препятствий для реализации заинтересованными лицами права на ознакомление в предложенным проектом, выражения предложений по нему. Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюдена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Анализ муниципальных процессуальных актов показывает, что муниципальные процедуры характеризуют следующие признаки. Первым признаком муниципальных процедур является признак обязательности. Он проявляется в том, что нормы, утверждающие муниципальные процедуры, содержатся в нормативных процессуальных правовых актах, которые обязательны для исполнения субъектами местного самоуправления, которым они адресованы. Их неисполнение влечет признание незаконным полученного результата. Отказ от проведения публичных слушаний по проекту устава муниципального образования, к примеру, является основанием для отказа в его государственной регистрации. Обязательность муниципальных процедур проявляется и в недопущении их осуществления по усмотрению правоприменителей, так как чаще всего они конкретны и безальтернативны. Исключение, пожалуй, составляют случаи выбора формы голосования при решении вопроса о рассмотрении на заседании представительного органа проекта нормативного акта, когда внесено несколько проектов по одному и тому же вопросу. В таких случаях могут применяться рейтинговые и иные виды голосования.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Анализ муниципальных процессуальных актов показывает, что муниципальные процедуры характеризуют следующие признаки. Первым признаком муниципальных процедур является признак обязательности. Он проявляется в том, что нормы, утверждающие муниципальные процедуры, содержатся в нормативных процессуальных правовых актах, которые обязательны для исполнения субъектами местного самоуправления, которым они адресованы. Их неисполнение влечет признание незаконным полученного результата. Отказ от проведения публичных слушаний по проекту устава муниципального образования, к примеру, является основанием для отказа в его государственной регистрации. Обязательность муниципальных процедур проявляется и в недопущении их осуществления по усмотрению правоприменителей, так как чаще всего они конкретны и безальтернативны. Исключение, пожалуй, составляют случаи выбора формы голосования при решении вопроса о рассмотрении на заседании представительного органа проекта нормативного акта, когда внесено несколько проектов по одному и тому же вопросу. В таких случаях могут применяться рейтинговые и иные виды голосования.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Часть 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере. В п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), было специально отмечено, что принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Часть 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере. В п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), было специально отмечено, что принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)4. Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)4. Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"В случае, если по результатам общественных (публичных) слушаний большинством участников не было одобрено создание лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство вместе с итоговым документом (протоколом), подготовленным по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение 10 дней после дня их проведения обнародуются, в том числе размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и возвращаются заявителю.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"В случае, если по результатам общественных (публичных) слушаний большинством участников не было одобрено создание лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство вместе с итоговым документом (протоколом), подготовленным по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение 10 дней после дня их проведения обнародуются, в том числе размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и возвращаются заявителю.
Статья: Упрощенные производства по гражданским делам в зарубежном законодательстве и судебной практике
(Крымский Д.И.)
("Российский судья", 2020, N 12)Суд также указал, что стороны должны иметь как минимум возможность ходатайствовать о проведении публичного слушания, даже если суд может отклонить такое ходатайство и провести слушание в закрытом порядке. ЕСПЧ указывает, что суды должны установить, необходимо ли устное слушание, при этом решение национального суда об избрании письменной процедуры должно содержать мотивы, по которым суд признал возможность рассмотрения дела без проведения слушания.
(Крымский Д.И.)
("Российский судья", 2020, N 12)Суд также указал, что стороны должны иметь как минимум возможность ходатайствовать о проведении публичного слушания, даже если суд может отклонить такое ходатайство и провести слушание в закрытом порядке. ЕСПЧ указывает, что суды должны установить, необходимо ли устное слушание, при этом решение национального суда об избрании письменной процедуры должно содержать мотивы, по которым суд признал возможность рассмотрения дела без проведения слушания.
Статья: Роль территориального зонирования в правовом режиме земель
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Еще не так давно судебная практика шла по пути отказа истцам в оспаривании и правил землепользования и застройки, и генеральных планов по формальным основаниям. В качестве этих оснований указывались следующие: у собственника любого землевладения, любого здания в границах поселений была возможность принять участие в публичных слушаниях по вопросам утверждения правил землепользования и застройки, генпланов. Информация о проведении публичных слушаний была общедоступна, своевременно размещена в сети Интернет. Неучастие в обсуждении ПЗЗ и генпланов, а также отсутствие принесенных истцом замечаний на их проекты приравнивалось судами к согласию с градостроительными планами и с градостроительной политикой конкретного региона. В удовлетворении исков по этим формальным основаниям отказывалось.
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Еще не так давно судебная практика шла по пути отказа истцам в оспаривании и правил землепользования и застройки, и генеральных планов по формальным основаниям. В качестве этих оснований указывались следующие: у собственника любого землевладения, любого здания в границах поселений была возможность принять участие в публичных слушаниях по вопросам утверждения правил землепользования и застройки, генпланов. Информация о проведении публичных слушаний была общедоступна, своевременно размещена в сети Интернет. Неучастие в обсуждении ПЗЗ и генпланов, а также отсутствие принесенных истцом замечаний на их проекты приравнивалось судами к согласию с градостроительными планами и с градостроительной политикой конкретного региона. В удовлетворении исков по этим формальным основаниям отказывалось.
Статья: Юрисдикционный конфликт властей Польши и европейских судебных органов
(Берестнев Ю.Ю.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2022, N 1)<13> 19 мая 2021 г. Европейский суд провел публичные слушания по этому делу - "Гженда против Польши" (Grzeda v. Poland), жалоба N 43572/18.
(Берестнев Ю.Ю.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2022, N 1)<13> 19 мая 2021 г. Европейский суд провел публичные слушания по этому делу - "Гженда против Польши" (Grzeda v. Poland), жалоба N 43572/18.
Статья: О понятии механизма комплексного развития территории в разрезе предпринимательского права
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 7)<23> См.: Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 г. N 387-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной Ольги Павловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 15 июля 2010 г. N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", от 25 февраля 2016 г. N 242-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казаковцева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 7)<23> См.: Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 г. N 387-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной Ольги Павловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 15 июля 2010 г. N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", от 25 февраля 2016 г. N 242-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казаковцева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Как установить вид разрешенного использования земельного участка?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный ВРИ или об отказе в предоставлении такого разрешения главой местной администрации (в течение 3 дней со дня поступления рекомендаций)
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный ВРИ или об отказе в предоставлении такого разрешения главой местной администрации (в течение 3 дней со дня поступления рекомендаций)
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Порядок организации и проведения публичных слушаний не предусматривает возможность проведения голосования, что ограничивает возможность участия граждан в публичных слушаниях, в частности по вопросам проекта местного бюджета и отчета о его исполнении. Также не совсем до конца остается понятной формулировка "другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования".
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Порядок организации и проведения публичных слушаний не предусматривает возможность проведения голосования, что ограничивает возможность участия граждан в публичных слушаниях, в частности по вопросам проекта местного бюджета и отчета о его исполнении. Также не совсем до конца остается понятной формулировка "другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования".
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Важной проблемой в контексте проведения публичных слушаний в рамках реализации бюджетного процесса является вопрос определения данных отношений в качестве бюджетных и, как следствие, наделение участников публичных слушаний соответствующими субъективными бюджетными правами и обязанностями. Учитывая, что граждане традиционно не признаются субъектами бюджетного права, затруднительно ставить вопрос о том, что они могут защищать свое право на проведение публичных слушаний и участие в них.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Важной проблемой в контексте проведения публичных слушаний в рамках реализации бюджетного процесса является вопрос определения данных отношений в качестве бюджетных и, как следствие, наделение участников публичных слушаний соответствующими субъективными бюджетными правами и обязанностями. Учитывая, что граждане традиционно не признаются субъектами бюджетного права, затруднительно ставить вопрос о том, что они могут защищать свое право на проведение публичных слушаний и участие в них.
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)На этапе предварительного муниципального нормоконтроля главной его формой является производство юридической экспертизы, в ходе которой проект нормативного правового акта изучается на предмет соответствия предъявляемым требованиям. Дополнительными формами нормоконтроля служат публичные слушания, оценка регулирующего воздействия, проведение антикоррупционной экспертизы, согласование проектов нормативных правовых актов.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)На этапе предварительного муниципального нормоконтроля главной его формой является производство юридической экспертизы, в ходе которой проект нормативного правового акта изучается на предмет соответствия предъявляемым требованиям. Дополнительными формами нормоконтроля служат публичные слушания, оценка регулирующего воздействия, проведение антикоррупционной экспертизы, согласование проектов нормативных правовых актов.
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Конституционный Суд РФ рассматривает проведение публичных слушаний в сфере градостроительства в качестве реализации общих принципов градостроительного законодательства <6>. В практике Конституционного Суда РФ отмечается, что публичные слушания обладают делиберативной природой и не являются формой осуществления власти населением <7>.
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Конституционный Суд РФ рассматривает проведение публичных слушаний в сфере градостроительства в качестве реализации общих принципов градостроительного законодательства <6>. В практике Конституционного Суда РФ отмечается, что публичные слушания обладают делиберативной природой и не являются формой осуществления власти населением <7>.