Полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования

Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 30.06.2021 N 303-ЭС21-9640 по делу N А51-6648/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче полезных ископаемых и при строительстве подземных сооружений; об обязании его разработать и утвердить.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку орган местного самоуправления уполномочен на осуществление муниципального контроля, отсутствие правового акта влечет нарушение прав неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Суд округа, поддерживая выводы суда первой инстанции, отметил, что отсутствие прямого указания в Законе N 131-ФЗ на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе на полномочия, перечисленные в статье 5 Закона о недрах, не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в частности - в Законе о недрах.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 N 07АП-11548/2021 по делу N А03-11064/2021
Требование: О признании незаконными действий администрации, выразившихся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, прекращении производства по делу об обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, в связи с отказом истца от заявленных требований.
Решение: Требование удовлетворено в части, производство по делу в части прекращено.
То обстоятельство, что в Закон N 131-ФЗ не содержит прямого указания на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе на полномочия, перечисленные в статье 5 Закона о недрах, не свидетельствует об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в частности в Законе о недрах, на что правомерно обратил внимание Администрации суд первой инстанции.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реализация прокурорами полномочий по обращению в арбитражные суды с исками и заявлениями в связи с нарушениями земельного законодательства
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2019, N 7)
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (п. 5 ст. 5) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статья: Реализация прокурорами полномочий в арбитражном процессе по защите прав субъектов предпринимательской деятельности
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2019, N 3)
Прокуратура области направила в арбитражный суд заявление о признании незаконным бездействия администрации Сысертского городского округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере недропользования. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Бездействие администрации Сысертского городского округа, выразившееся в непринятии правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ "О недрах", нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также один из основных принципов защиты прав предпринимателей - принцип открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного и муниципального контроля при его осуществлении, о правах и обязанностях органов контроля, их должностных лиц. Требования прокурора суд удовлетворил, на администрацию городского округа возложена обязанность устранить нарушения законодательства. Апелляционной инстанцией решение суда оставлено без изменения.

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"
110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 25.12.2023)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.