Недвижимость фундамент
Подборка наиболее важных документов по запросу Недвижимость фундамент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что понимается под имуществом в гражданском праве
(КонсультантПлюс, 2026)2.3. Можно ли признать недвижимостью объект, если у него отсутствует фундамент и прочная связь с грунтом
(КонсультантПлюс, 2026)2.3. Можно ли признать недвижимостью объект, если у него отсутствует фундамент и прочная связь с грунтом
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 130 ГК РФ "Недвижимые и движимые вещи"1.2.2. Результат незавершенных строительных работ может быть признан недвижимой вещью лишь в случае, если полностью возведен фундамент (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Важнейшая практика по ст. 130 ГК РФобъект незавершенного строительства, если возведен фундамент >>>
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Работы, выполненные в данном случае, не свидетельствуют о сооружении фундамента строящегося объекта недвижимости.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Работы, выполненные в данном случае, не свидетельствуют о сооружении фундамента строящегося объекта недвижимости.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Исходя из особенностей недвижимых вещей, указанных в п. 1 ст. 130 ГК РФ, с большой долей вероятности можно утверждать, что основополагающим, конститутивным признаком, определяющим его сущностную природу как недвижимости, является наличие прочной конструктивной связи объекта с землей. Эта связь обеспечивается наличием фундамента и предполагает прочную связь между ним и строением, которая исключает возможность их легкого отсоединения друг от друга. Так, признаком недвижимости служит заглубленный фундамент. В то время как незаглубленный фундамент отрицает признание строения недвижимостью <25>. При этом, как правило, отсутствие коммуникаций при наличии каркаса строения не будет являться препятствием при признании его недвижимостью <26>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Исходя из особенностей недвижимых вещей, указанных в п. 1 ст. 130 ГК РФ, с большой долей вероятности можно утверждать, что основополагающим, конститутивным признаком, определяющим его сущностную природу как недвижимости, является наличие прочной конструктивной связи объекта с землей. Эта связь обеспечивается наличием фундамента и предполагает прочную связь между ним и строением, которая исключает возможность их легкого отсоединения друг от друга. Так, признаком недвижимости служит заглубленный фундамент. В то время как незаглубленный фундамент отрицает признание строения недвижимостью <25>. При этом, как правило, отсутствие коммуникаций при наличии каркаса строения не будет являться препятствием при признании его недвижимостью <26>.
Готовое решение: Облагается ли налогом на имущество движимое имущество организации
(КонсультантПлюс, 2026)Так, например, наличие монолитного железобетонного днища чаши фонтана, водоснабжения и электрификации может не являться достаточным основанием для признания невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению и для отнесения сооружения к недвижимому имуществу, поскольку такой фундамент может быть использован и для возведения временных сооружений. Кроме того, не всегда технические характеристики фонтана свидетельствуют о том, что он прочно связан с землей.
(КонсультантПлюс, 2026)Так, например, наличие монолитного железобетонного днища чаши фонтана, водоснабжения и электрификации может не являться достаточным основанием для признания невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению и для отнесения сооружения к недвижимому имуществу, поскольку такой фундамент может быть использован и для возведения временных сооружений. Кроме того, не всегда технические характеристики фонтана свидетельствуют о том, что он прочно связан с землей.
Готовое решение: Что такое объект незавершенного строительства и чем он отличается от объекта завершенного строительства
(КонсультантПлюс, 2026)Объект незавершенного строительства - это капитальный объект недвижимости, который еще не достроен, но у которого как минимум есть фундамент. Он считается недвижимостью независимо от того, зарегистрированы ли права на него в ЕГРН. Однако чтобы распорядиться им, например продать, права придется зарегистрировать.
(КонсультантПлюс, 2026)Объект незавершенного строительства - это капитальный объект недвижимости, который еще не достроен, но у которого как минимум есть фундамент. Он считается недвижимостью независимо от того, зарегистрированы ли права на него в ЕГРН. Однако чтобы распорядиться им, например продать, права придется зарегистрировать.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Объект незавершенного строительства, упомянутый в комментируемой статье, - это капитальный объект недвижимости, который еще не достроен, но у которого уже есть фундамент. Он считается недвижимостью независимо от того, зарегистрированы ли права на него в ЕГРН.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Объект незавершенного строительства, упомянутый в комментируемой статье, - это капитальный объект недвижимости, который еще не достроен, но у которого уже есть фундамент. Он считается недвижимостью независимо от того, зарегистрированы ли права на него в ЕГРН.
Готовое решение: Облагается ли налогом на имущество организаций оборудование, смонтированное на фундаменте
(КонсультантПлюс, 2026)Так, участвующие в производственном процессе (не предназначенные для обслуживания здания) станки, машины, аппараты, агрегаты и иное оборудование, установленные на фундаменте, недвижимостью не будут (Письма Минэнерго России от 08.08.2025 N ЕГ-13335/05, от 14.02.2025 N ЕГ-2286/07, Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241 (приведено в п. 1 Обзора, направленного Письмом ФНС России от 16.08.2022 N СД-4-21/10747@), п. 5 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2024 года, п. 10 Приложения к Письму ФНС России от 20.04.2020 N БС-4-21/6581@). Начислять на них налог на имущество не нужно.
(КонсультантПлюс, 2026)Так, участвующие в производственном процессе (не предназначенные для обслуживания здания) станки, машины, аппараты, агрегаты и иное оборудование, установленные на фундаменте, недвижимостью не будут (Письма Минэнерго России от 08.08.2025 N ЕГ-13335/05, от 14.02.2025 N ЕГ-2286/07, Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241 (приведено в п. 1 Обзора, направленного Письмом ФНС России от 16.08.2022 N СД-4-21/10747@), п. 5 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2024 года, п. 10 Приложения к Письму ФНС России от 20.04.2020 N БС-4-21/6581@). Начислять на них налог на имущество не нужно.
"Объекты гражданских прав: научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации"
(под ред. Г.А. Гаджиева)
("Статут", 2025)Пленум ВС РФ в Постановлении N 25 указал, что при решении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п. 1 ст. 130 ГК РФ) (п. 38). Таким образом, объект незавершенного строительства считается возникшим как объект недвижимости с момента завершения работ по сооружению фундамента или аналогичных им работ. До этого момента любые результаты работ, направленных на создание объекта, должны рассматриваться как результат работ по улучшению земельного участка (котлован, вбитые сваи, незавершенный фундамент).
(под ред. Г.А. Гаджиева)
("Статут", 2025)Пленум ВС РФ в Постановлении N 25 указал, что при решении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п. 1 ст. 130 ГК РФ) (п. 38). Таким образом, объект незавершенного строительства считается возникшим как объект недвижимости с момента завершения работ по сооружению фундамента или аналогичных им работ. До этого момента любые результаты работ, направленных на создание объекта, должны рассматриваться как результат работ по улучшению земельного участка (котлован, вбитые сваи, незавершенный фундамент).
Готовое решение: По какому договору приобрести объект незавершенного строительства: купли-продажи будущей недвижимой вещи или обычному договору
(КонсультантПлюс, 2026)Если вы намерены приобрести объект незавершенного строительства и достраивать его своими силами, то достаточно заключить обычный договор купли-продажи недвижимости. Объект незавершенного строительства является недвижимостью, если на нем полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы. Вы станете собственником такого объекта после регистрации вашего права на него (п. 1 ст. 551 ГК РФ, п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21).
(КонсультантПлюс, 2026)Если вы намерены приобрести объект незавершенного строительства и достраивать его своими силами, то достаточно заключить обычный договор купли-продажи недвижимости. Объект незавершенного строительства является недвижимостью, если на нем полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы. Вы станете собственником такого объекта после регистрации вашего права на него (п. 1 ст. 551 ГК РФ, п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Судьи установили, что балки, транспортные площадки, туалеты металлические, короба металлические, помещения контейнерного типа, емкости металлические, емкости для топлива, емкости полевые, горн кузнечный, сани металлические, печь металлическая, склад контейнерного типа, арочный склад, теплопункт представляют собой легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения, у которых отсутствует прочная связь с землей. Данные объекты не являются капитальными строениями и не относятся к объектам недвижимости, не имеют фундамента, стены и перекрытия возведены из металлических конструкций. При сборке вышеуказанных конструкций организацией не осуществлялись строительно-монтажные работы для собственного потребления, в связи с чем у нее отсутствует объект налогообложения НДС, предусмотренный подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Судьи установили, что балки, транспортные площадки, туалеты металлические, короба металлические, помещения контейнерного типа, емкости металлические, емкости для топлива, емкости полевые, горн кузнечный, сани металлические, печь металлическая, склад контейнерного типа, арочный склад, теплопункт представляют собой легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения, у которых отсутствует прочная связь с землей. Данные объекты не являются капитальными строениями и не относятся к объектам недвижимости, не имеют фундамента, стены и перекрытия возведены из металлических конструкций. При сборке вышеуказанных конструкций организацией не осуществлялись строительно-монтажные работы для собственного потребления, в связи с чем у нее отсутствует объект налогообложения НДС, предусмотренный подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Статья: Понятие и отличительные особенности недвижимого имущества. Требования к сделкам с недвижимостью. Признание договора купли-продажи недвижимости недействительным
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2026)При этом сама по себе установка оборудования на капитальном фундаменте не влечет безусловного отнесения такой постройки к объектам недвижимости; возведение бетонного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального здания, поскольку такого рода фундамент часто используется также и для возведения временных сооружений (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2025 N Ф03-5487/2024 по делу N А59-818/2021).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2026)При этом сама по себе установка оборудования на капитальном фундаменте не влечет безусловного отнесения такой постройки к объектам недвижимости; возведение бетонного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального здания, поскольку такого рода фундамент часто используется также и для возведения временных сооружений (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2025 N Ф03-5487/2024 по делу N А59-818/2021).