Обжалование постановления об административном правонарушении в арбитражный суд
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование постановления об административном правонарушении в арбитражный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 206 "Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 206 "Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим. Указанное обстоятельство подлежит установлению при рассмотрении заявления по существу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Есть примеры того, что местная администрация признается потерпевшей, поскольку ее нельзя лишить права на обжалование. Иными словами, надлежащей стороной, обладающей правом на обжалование, признается местная администрация как публично-правовое образование, выполняющее публично-правовые функции. Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2016 г. по делу N А81-5688/2016 местная администрация фактически признана потерпевшей по делу об обжаловании отказа Управлением Росреестра по ЯНАО в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 08АП-16280/2016 данное решение оставлено без изменения. Оставляя это решение в силе, суд отметил, что в рассматриваемом случае Управление не является участником производства по делу об административном правонарушении и не поименовано в круге лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако орган муниципального земельного контроля как уполномоченный орган, проводивший в отношении Организации плановую выездную проверку соблюдения норм земельного законодательства и установивший при этом признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть лишен права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2017 г. N Ф04-1593/2017 данное решение оставлено без изменения.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Есть примеры того, что местная администрация признается потерпевшей, поскольку ее нельзя лишить права на обжалование. Иными словами, надлежащей стороной, обладающей правом на обжалование, признается местная администрация как публично-правовое образование, выполняющее публично-правовые функции. Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2016 г. по делу N А81-5688/2016 местная администрация фактически признана потерпевшей по делу об обжаловании отказа Управлением Росреестра по ЯНАО в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 08АП-16280/2016 данное решение оставлено без изменения. Оставляя это решение в силе, суд отметил, что в рассматриваемом случае Управление не является участником производства по делу об административном правонарушении и не поименовано в круге лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако орган муниципального земельного контроля как уполномоченный орган, проводивший в отношении Организации плановую выездную проверку соблюдения норм земельного законодательства и установивший при этом признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть лишен права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2017 г. N Ф04-1593/2017 данное решение оставлено без изменения.
Статья: Поспорить с нейросетью?
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2024, N 12)ООО "В" обратилось в Арбитражный суд Московской области об оспаривании постановления по делу об административных правонарушениях. Обществу вменялось нарушение требований к уборке территории в зимний период времени.
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2024, N 12)ООО "В" обратилось в Арбитражный суд Московской области об оспаривании постановления по делу об административных правонарушениях. Обществу вменялось нарушение требований к уборке территории в зимний период времени.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
(ред. от 04.11.2025)3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений
(ред. от 01.04.2025)§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений
Статья: К вопросу о надлежащем субъекте административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства при множественности собственников объектов нежилого фонда (на примере Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге")
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Определение надлежащего субъекта административной ответственности (как элемента единого состава правонарушения) прямым образом влияет на оценку законности оспариваемого в суде постановления административного органа (статьи 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Определение надлежащего субъекта административной ответственности (как элемента единого состава правонарушения) прямым образом влияет на оценку законности оспариваемого в суде постановления административного органа (статьи 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)4) реализации должностным лицом органа публичной администрации, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, права обжалования постановления суда по делу об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ) и оспаривания решения арбитражного суда по делу о привлечении индивидуального предпринимателя и юридического лица к административной ответственности в соответствии с § 1 гл. 25 АПК РФ.
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)4) реализации должностным лицом органа публичной администрации, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, права обжалования постановления суда по делу об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ) и оспаривания решения арбитражного суда по делу о привлечении индивидуального предпринимателя и юридического лица к административной ответственности в соответствии с § 1 гл. 25 АПК РФ.
Статья: Влияние анализа судебной практики на совершенствование института уполномоченного экономического оператора
(Ниязова М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Представленный в табл. 2 анализ споров субъекта ВЭД с участием таможенных органов - пример качественного анализа по дополнительному критерию "активность в арбитражном процессе". Итак, предметом споров УЭО N 166 стало оспаривание постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях, связанных с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации. Однако размер ущерба государству завышен на 84,0%: по постановлениям таможенных органов он составил 4 724 615,91 руб., а по решениям суда - 751 927,68 руб. Таким образом, установлено, что качественный анализ УЭО N 166 по дополнительному критерию "активность в арбитражном процессе" выявил неоднократное нанесение ущерба, поэтому его следует отнести к другой группе.
(Ниязова М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Представленный в табл. 2 анализ споров субъекта ВЭД с участием таможенных органов - пример качественного анализа по дополнительному критерию "активность в арбитражном процессе". Итак, предметом споров УЭО N 166 стало оспаривание постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях, связанных с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации. Однако размер ущерба государству завышен на 84,0%: по постановлениям таможенных органов он составил 4 724 615,91 руб., а по решениям суда - 751 927,68 руб. Таким образом, установлено, что качественный анализ УЭО N 166 по дополнительному критерию "активность в арбитражном процессе" выявил неоднократное нанесение ущерба, поэтому его следует отнести к другой группе.
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)<23> Здесь также следует учитывать: дела об административных правонарушениях, связанные с оценкой соблюдения обязательных требований, относимой к предмету государственного контроля (надзора) возбуждаются после мероприятий контрольно-надзорной деятельности, проверок или рейдов (ст. 28.1 КоАП РФ). Несоблюдение последовательности подлежит оспариванию в суде (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 нояб. 2022 г. N Ф07-16259/2022 N А56-121101/2021. Доступ из СПС "КонсультантПлюс"). Данные требования относятся и к возбуждению дел об административных правонарушениях в сфере государственных нормативных требований охраны труда.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)<23> Здесь также следует учитывать: дела об административных правонарушениях, связанные с оценкой соблюдения обязательных требований, относимой к предмету государственного контроля (надзора) возбуждаются после мероприятий контрольно-надзорной деятельности, проверок или рейдов (ст. 28.1 КоАП РФ). Несоблюдение последовательности подлежит оспариванию в суде (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 нояб. 2022 г. N Ф07-16259/2022 N А56-121101/2021. Доступ из СПС "КонсультантПлюс"). Данные требования относятся и к возбуждению дел об административных правонарушениях в сфере государственных нормативных требований охраны труда.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует сказать, что вплоть до 2003 г. правила ГПК РФ широко применялись судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях <1>. Идея об исключении возможности применения правил ГПК РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в том числе по аналогии закона) <2> не поддержана многими процессуалистами (например, Т.Е. Абовой, А.Т. Боннером, Г.А. Жилиным, М.К. Треушниковым, В.В. Ярковым, Ю.А. Поповой, Г.Л. Осокиной <3>), а также представителями науки административного права (в частности, Н.А. Колоколовым <4>, О. Панковой <5>, А.И. Стаховым <6>, С.Д. Хазановым <7>). Прежде всего в данном случае сложно не согласиться с выводом о том, что рассмотрение дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях по своему содержанию имеет много общего с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц <8>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует сказать, что вплоть до 2003 г. правила ГПК РФ широко применялись судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях <1>. Идея об исключении возможности применения правил ГПК РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в том числе по аналогии закона) <2> не поддержана многими процессуалистами (например, Т.Е. Абовой, А.Т. Боннером, Г.А. Жилиным, М.К. Треушниковым, В.В. Ярковым, Ю.А. Поповой, Г.Л. Осокиной <3>), а также представителями науки административного права (в частности, Н.А. Колоколовым <4>, О. Панковой <5>, А.И. Стаховым <6>, С.Д. Хазановым <7>). Прежде всего в данном случае сложно не согласиться с выводом о том, что рассмотрение дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях по своему содержанию имеет много общего с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц <8>.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Вместе с тем ВС РФ в Постановлении от 09.01.2020 N 20-АД19-5 указал, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, имеют разные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД. Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного обществу деяния с ч. 1 ст. 7.23.3 на ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Поэтому дело об административном правонарушении подлежит прекращению (см. по аналогии п. 4 Разъяснения Президиума ФАС России N 7, утвержденного Протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15). Логично предположить, что такой подход работает и в обратной ситуации - с ч. 2 ст. 14.1.3 на ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ (хотя арбитражная практика складывается иначе).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Вместе с тем ВС РФ в Постановлении от 09.01.2020 N 20-АД19-5 указал, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, имеют разные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД. Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного обществу деяния с ч. 1 ст. 7.23.3 на ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Поэтому дело об административном правонарушении подлежит прекращению (см. по аналогии п. 4 Разъяснения Президиума ФАС России N 7, утвержденного Протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15). Логично предположить, что такой подход работает и в обратной ситуации - с ч. 2 ст. 14.1.3 на ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ (хотя арбитражная практика складывается иначе).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В Определении СКЭС ВС РФ от 05.11.2019 N 308-ЭС19-9453 указано, что названный перечень не подлежит расширительному толкованию, в связи с чем признаны необоснованными выводы нижестоящего суда о том, что рассмотрение дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ, неподведомственно арбитражному суду.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В Определении СКЭС ВС РФ от 05.11.2019 N 308-ЭС19-9453 указано, что названный перечень не подлежит расширительному толкованию, в связи с чем признаны необоснованными выводы нижестоящего суда о том, что рассмотрение дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ, неподведомственно арбитражному суду.
Статья: Определение компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Вопрос о том, какой акт надлежит оспаривать в арбитражном суде - постановление по делу об административном правонарушении или решение по делу об административном правонарушении - заслуживает отдельного исследования. Различие в нормах процессуального права для арбитражных судов и судов общей юрисдикции при определении правил обжалования, соответствующих актов органов исполнительной власти свидетельствует о разобщенности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции в вопросе защиты лиц, привлеченных к административной ответственности. Такое положение недопустимо в правовом государстве, способствующем развитию правового общества в нем, и обязательно для исправления в сторону согласованности и единообразия норм, регулирующих способ судебной защиты для лица, привлеченного к административной ответственности. Суды принимают меры для смягчения существующих недостатков в правовом регулировании рассматриваемого вопроса, но этого не достаточно.
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Вопрос о том, какой акт надлежит оспаривать в арбитражном суде - постановление по делу об административном правонарушении или решение по делу об административном правонарушении - заслуживает отдельного исследования. Различие в нормах процессуального права для арбитражных судов и судов общей юрисдикции при определении правил обжалования, соответствующих актов органов исполнительной власти свидетельствует о разобщенности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции в вопросе защиты лиц, привлеченных к административной ответственности. Такое положение недопустимо в правовом государстве, способствующем развитию правового общества в нем, и обязательно для исправления в сторону согласованности и единообразия норм, регулирующих способ судебной защиты для лица, привлеченного к административной ответственности. Суды принимают меры для смягчения существующих недостатков в правовом регулировании рассматриваемого вопроса, но этого не достаточно.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Существуют особенности в части обжалования постановлений, вынесенных в отношении юридических лиц. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Существуют особенности в части обжалования постановлений, вынесенных в отношении юридических лиц. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В случае если после возбуждения арбитражным судом дела об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, этим арбитражным судом возбуждено дело о привлечении лица к административной ответственности за это же правонарушение или дело об оспаривании постановления о привлечении лица к административной ответственности за это же правонарушение, суд на основании ч. 2.1 ст. 130 АПК РФ объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В случае если после возбуждения арбитражным судом дела об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, этим арбитражным судом возбуждено дело о привлечении лица к административной ответственности за это же правонарушение или дело об оспаривании постановления о привлечении лица к административной ответственности за это же правонарушение, суд на основании ч. 2.1 ст. 130 АПК РФ объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения <1>.