Обязанность работодателя представлять информацию в службу занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность работодателя представлять информацию в службу занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.11.2025 N Ф09-4364/25 по делу N А60-4862/2025
Требование: О возмещении вреда, причиненного излишней выплатой пособия по безработице.
Обстоятельства: Орган занятости указал, что в результате бездействия работодателя, не сообщившего о трудоустройстве физического лица, зарегистрированного в качестве безработного, понесены убытки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как законом не предусмотрена обязанность работодателя по представлению в орган занятости сведений о приеме на работу физического лица, порядок и сроки направления сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о приеме лица на работу соблюдены, незаконных действий (бездействия) со стороны работодателя не допущено.Как верно указано судом апелляционной инстанции, Закон N 1032-1 не предусматривает обязанности работодателя по представлению в службы (центры) занятости сведений о приеме на работу физического лица, а равно срок для представления таких сведений.
Требование: О возмещении вреда, причиненного излишней выплатой пособия по безработице.
Обстоятельства: Орган занятости указал, что в результате бездействия работодателя, не сообщившего о трудоустройстве физического лица, зарегистрированного в качестве безработного, понесены убытки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как законом не предусмотрена обязанность работодателя по представлению в орган занятости сведений о приеме на работу физического лица, порядок и сроки направления сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о приеме лица на работу соблюдены, незаконных действий (бездействия) со стороны работодателя не допущено.Как верно указано судом апелляционной инстанции, Закон N 1032-1 не предусматривает обязанности работодателя по представлению в службы (центры) занятости сведений о приеме на работу физического лица, а равно срок для представления таких сведений.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.02.2023 N 33-3385/2023 по делу N 2-2354/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании заключить трудовой договор; 2) О признании незаконным отказа в предоставлении информации о наличии вакансий, обязании предоставить информацию.
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик необоснованно отказал в заключении трудового договора в связи с несоответствием его деловых качеств вакантным должностям, а также не представил информацию о наличии иных вакансий.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы апелляционной жалобы на ненадлежащее исполнение АО "РУСАЛ ВАМИ" обязанностей по предоставлению в Агентство занятости населения сведений о наличии вакантных должностей, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", работодатель обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости, в том числе, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов. Как усматривается из материалов дела, данная обязанность надлежащим образом исполнялась ответчиком, информация о созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов ежемесячно предоставлялась ответчиком в агентство занятости населения, в период обращения истца с заявлением о приеме на работу вакантных должностей для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой, в организации не имелось (л.д. 101-170, том 1).
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании заключить трудовой договор; 2) О признании незаконным отказа в предоставлении информации о наличии вакансий, обязании предоставить информацию.
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик необоснованно отказал в заключении трудового договора в связи с несоответствием его деловых качеств вакантным должностям, а также не представил информацию о наличии иных вакансий.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы апелляционной жалобы на ненадлежащее исполнение АО "РУСАЛ ВАМИ" обязанностей по предоставлению в Агентство занятости населения сведений о наличии вакантных должностей, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", работодатель обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости, в том числе, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов. Как усматривается из материалов дела, данная обязанность надлежащим образом исполнялась ответчиком, информация о созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов ежемесячно предоставлялась ответчиком в агентство занятости населения, в период обращения истца с заявлением о приеме на работу вакантных должностей для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой, в организации не имелось (л.д. 101-170, том 1).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Электронное информирование службы занятости
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 11)- Законом N 565-ФЗ прямо не предусмотрена обязанность работодателя представлять в службу занятости информацию об отпусках без сохранения зарплаты. Вместе с тем установлено, что работодатели информируют службу занятости "об иных действиях и событиях, влияющих на положение на рынке труда в РФ, в случаях, порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ" <4>.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 11)- Законом N 565-ФЗ прямо не предусмотрена обязанность работодателя представлять в службу занятости информацию об отпусках без сохранения зарплаты. Вместе с тем установлено, что работодатели информируют службу занятости "об иных действиях и событиях, влияющих на положение на рынке труда в РФ, в случаях, порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ" <4>.
Вопрос: Для подачи отчета в Центр занятости населения (Информация о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов) требуется представление персональных данных работающих инвалидов. Необходимо ли в этом случае получать согласие работника на передачу его персональных данных третьей стороне?
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, так как Законом РФ N 1032-1 предусмотрена обязанность работодателя подавать в органы службы занятости информацию о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов по определенной форме (в которой необходимо указывать персональные данные работников-инвалидов), это можно отнести к передаче персональных данных третьим лицам в установленных законом случаях. Работодатель в данной ситуации будет передавать персональные данные в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на него как оператора обязанностей. Следовательно, в рассматриваемой ситуации работодатель может передавать в органы службы занятости персональные данные работников-инвалидов без их согласия.
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, так как Законом РФ N 1032-1 предусмотрена обязанность работодателя подавать в органы службы занятости информацию о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов по определенной форме (в которой необходимо указывать персональные данные работников-инвалидов), это можно отнести к передаче персональных данных третьим лицам в установленных законом случаях. Работодатель в данной ситуации будет передавать персональные данные в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на него как оператора обязанностей. Следовательно, в рассматриваемой ситуации работодатель может передавать в органы службы занятости персональные данные работников-инвалидов без их согласия.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Из приведенных нормативных положений, а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что законодатель, предоставляя для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются, в частности, путем установления квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема таких граждан на работу, закрепил определенный правовой механизм реализации этой гарантии, предусматривающий в том числе обязанность работодателя представить органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалида. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного государственным учреждением службы занятости, работодатель обязан указать письменно в направлении службы занятости причину отказа в приеме на работу и возвратить это направление гражданину.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Из приведенных нормативных положений, а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что законодатель, предоставляя для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются, в частности, путем установления квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема таких граждан на работу, закрепил определенный правовой механизм реализации этой гарантии, предусматривающий в том числе обязанность работодателя представить органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалида. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного государственным учреждением службы занятости, работодатель обязан указать письменно в направлении службы занятости причину отказа в приеме на работу и возвратить это направление гражданину.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, предоставляя для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются, в частности, путем установления квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема таких граждан на работу, закрепил определенный правовой механизм реализации этой гарантии, предусматривающий в том числе обязанность работодателя представить органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалида. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного государственным учреждением службы занятости, работодатель обязан указать письменно в направлении службы занятости причину отказа в приеме на работу и возвратить это направление гражданину.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, предоставляя для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются, в частности, путем установления квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема таких граждан на работу, закрепил определенный правовой механизм реализации этой гарантии, предусматривающий в том числе обязанность работодателя представить органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалида. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного государственным учреждением службы занятости, работодатель обязан указать письменно в направлении службы занятости причину отказа в приеме на работу и возвратить это направление гражданину.
Статья: Изменения в отчетности в органы занятости с 2023 года
(Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)Согласно Закону о занятости населения работодатели ежемесячно обязаны представлять органам службы занятости определенные сведения. Формы отчетов с представлением необходимой информации утвердил Минтруд России, причем к 5 действующим формам с 1 января 2023 года добавилось еще 2 абсолютно новые. Рассматриваем, что изменилось, какую информацию и как часто теперь необходимо передавать, что будет за невыполнение этой обязанности.
(Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)Согласно Закону о занятости населения работодатели ежемесячно обязаны представлять органам службы занятости определенные сведения. Формы отчетов с представлением необходимой информации утвердил Минтруд России, причем к 5 действующим формам с 1 января 2023 года добавилось еще 2 абсолютно новые. Рассматриваем, что изменилось, какую информацию и как часто теперь необходимо передавать, что будет за невыполнение этой обязанности.
Вопрос: Обязательно ли работодателю регистрироваться на портале "Работа в России"?
(Консультация эксперта, 2025)Непосредственная обязанность регистрироваться на портале "Работа в России" в настоящий момент законодательством не установлена. Однако это может потребоваться во исполнение требований законодательства о размещении определенной законодательством информации, предоставлении в государственную службу занятости сведений, информации, уведомлений и т.д.
(Консультация эксперта, 2025)Непосредственная обязанность регистрироваться на портале "Работа в России" в настоящий момент законодательством не установлена. Однако это может потребоваться во исполнение требований законодательства о размещении определенной законодательством информации, предоставлении в государственную службу занятости сведений, информации, уведомлений и т.д.
Статья: Новости от 15.11.2024
("Главная книга", 2024, N 23)В какой срок нужно сообщать центру занятости о вакансиях
("Главная книга", 2024, N 23)В какой срок нужно сообщать центру занятости о вакансиях
Вопрос: О представлении работодателем сведений и информации в органы службы занятости, в том числе об организации дистанционной (удаленной) работы.
(Письмо Минтруда России от 10.03.2023 N 16-1/ООГ-455)Отмечаем, что представление в органы службы занятости сведений и информации, предусмотренных пунктом 2 и 3 статьи 25 Закона N 1032-1, является обязанностью работодателя.
(Письмо Минтруда России от 10.03.2023 N 16-1/ООГ-455)Отмечаем, что представление в органы службы занятости сведений и информации, предусмотренных пунктом 2 и 3 статьи 25 Закона N 1032-1, является обязанностью работодателя.
Вопрос: В организации работают 45 работников, а в штатном расписании 110 штатных единиц. Может ли она открывать новые вакансии по мере необходимости, или сначала нужно заполнять существующие? Есть ли какие-то риски, если количество штатных единиц в штатном расписании превышает фактическое количество работников?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Организация может открывать новые вакансии по мере необходимости. Однако при наличии в штатном расписании вакансий организация обязана предоставлять органам службы занятости информацию о вакансиях. В установленных случаях указанная информация должна размещаться на единой цифровой платформе "Работа в России". Также, в частности, при сокращении штата или численности работников, изменении определенных сторонами условий трудового договора организация обязана предлагать работникам вакансии. В случае неисполнения указанных обязанностей организация может быть привлечена к административной ответственности.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Организация может открывать новые вакансии по мере необходимости. Однако при наличии в штатном расписании вакансий организация обязана предоставлять органам службы занятости информацию о вакансиях. В установленных случаях указанная информация должна размещаться на единой цифровой платформе "Работа в России". Также, в частности, при сокращении штата или численности работников, изменении определенных сторонами условий трудового договора организация обязана предлагать работникам вакансии. В случае неисполнения указанных обязанностей организация может быть привлечена к административной ответственности.
Статья: Комментарий к Письму Минтруда России от 03.03.2023 N 16-3/ООГ-383
(Сергеева И.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Статья 25 Закона N 1032-1 <1> определяет обязанность работодателей по представлению в органы службы занятости сведений и информации в целях содействия обеспечения занятости населения. Минтруд России в Письме от 30.05.2022 N 16-1/ООГ-2182 подчеркнул: исключения для какой-либо категории работодателей в части непредставления указанной информации в органы службы занятости законодательством РФ не предусмотрены.
(Сергеева И.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Статья 25 Закона N 1032-1 <1> определяет обязанность работодателей по представлению в органы службы занятости сведений и информации в целях содействия обеспечения занятости населения. Минтруд России в Письме от 30.05.2022 N 16-1/ООГ-2182 подчеркнул: исключения для какой-либо категории работодателей в части непредставления указанной информации в органы службы занятости законодательством РФ не предусмотрены.
Статья: Вступит в силу новый закон "О занятости населения в Российской Федерации"
(Комиссарова Т.Ю.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 5)Вносятся изменения в порядок исполнения работодателями обязанности по информированию органов службы занятости (ст. 42 проекта). Так, информацию о ликвидации, сокращении численности (штата), возможном расторжении трудовых договоров, введении режима неполного рабочего дня, банкротстве, наличии вакансий, выполнении квоты для приема на работу инвалидов предлагают размещать на единой цифровой платформе или иных информационных ресурсах. При этом возможность представлять информацию в органы службы занятости непосредственно или в виде почтового отправления не предусмотрена.
(Комиссарова Т.Ю.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 5)Вносятся изменения в порядок исполнения работодателями обязанности по информированию органов службы занятости (ст. 42 проекта). Так, информацию о ликвидации, сокращении численности (штата), возможном расторжении трудовых договоров, введении режима неполного рабочего дня, банкротстве, наличии вакансий, выполнении квоты для приема на работу инвалидов предлагают размещать на единой цифровой платформе или иных информационных ресурсах. При этом возможность представлять информацию в органы службы занятости непосредственно или в виде почтового отправления не предусмотрена.
Статья: Об отчетах, подаваемых в службу занятости
(Сергеева И.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Об обязанностях работодателя по подаче сведений
(Сергеева И.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Об обязанностях работодателя по подаче сведений
Статья: Анализ некоторых примеров применения судами общей юрисдикции принципов законности и доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства при разрешении споров об имущественных последствиях, связанных с решениями субъектов публичной власти
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Ответчик возражал против иска, поскольку ссылался на то, что пособие по безработице за сентябрь 2020 г. выплачено в минимальном размере в связи с отсутствием информации, необходимой для определения размера и периода выплаты пособия по безработице. Обязанность по предоставлению указанной информации возложена на работодателя, исполнившего ее ненадлежащим образом. Сведения об увольнении Ч.Е.В. ее работодатель предоставил в Пенсионный фонд 17 сентября 2020 г. Приказом Центра занятости от 9 сентября 2020 г. Ч.Е.В. в период с 1 сентября 2020 г. по 30 ноября 2020 г. установлен размер пособия по безработице в минимальном размере, составляющем 1 950,00 руб. Приказом Центра занятости от 23 сентября 2020 г. в данный приказ внесены изменения в связи с предоставлением работодателем 17 сентября 2020 г. данных о ее увольнении по собственному желанию 20 августа 2020 г., ей назначено пособие в размере 75% среднемесячного заработка с 18 сентября 2020 г. Поскольку на дату принятия решения о признании Ч.Е.В. безработной имеющиеся 9 сентября 2020 г. на портале "Работа в России", а также полученные 7 сентября 2020 г. от отделения Пенсионного фонда РФ сведения о ее трудовой деятельности не содержали информации о дате и причине увольнения истца, действия службы занятости об установлении минимального размера пособия формально соответствуют закону. После поступления необходимых сведений размер пособия в соответствии с законом пересчитан с даты, следующей их предоставления.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Ответчик возражал против иска, поскольку ссылался на то, что пособие по безработице за сентябрь 2020 г. выплачено в минимальном размере в связи с отсутствием информации, необходимой для определения размера и периода выплаты пособия по безработице. Обязанность по предоставлению указанной информации возложена на работодателя, исполнившего ее ненадлежащим образом. Сведения об увольнении Ч.Е.В. ее работодатель предоставил в Пенсионный фонд 17 сентября 2020 г. Приказом Центра занятости от 9 сентября 2020 г. Ч.Е.В. в период с 1 сентября 2020 г. по 30 ноября 2020 г. установлен размер пособия по безработице в минимальном размере, составляющем 1 950,00 руб. Приказом Центра занятости от 23 сентября 2020 г. в данный приказ внесены изменения в связи с предоставлением работодателем 17 сентября 2020 г. данных о ее увольнении по собственному желанию 20 августа 2020 г., ей назначено пособие в размере 75% среднемесячного заработка с 18 сентября 2020 г. Поскольку на дату принятия решения о признании Ч.Е.В. безработной имеющиеся 9 сентября 2020 г. на портале "Работа в России", а также полученные 7 сентября 2020 г. от отделения Пенсионного фонда РФ сведения о ее трудовой деятельности не содержали информации о дате и причине увольнения истца, действия службы занятости об установлении минимального размера пособия формально соответствуют закону. После поступления необходимых сведений размер пособия в соответствии с законом пересчитан с даты, следующей их предоставления.
Статья: Очень молодые работники: эксперт рассказал об особенностях трудоустройства подростков
(Санина Ю.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Согласно данным изменениям установлены новые формы представления работодателями сведений и информации органам службы занятости, включая информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних граждан. Это непосредственная обязанность, которая закреплена законом. Возникает логичный вопрос: кого трудоустраивать в первоочередном порядке? Тех, кого обязан принять работодатель в силу закона, или тех, кто желает поработать временно, например в период летних каникул и в облегченных условиях труда? Думаю, что ответ очевиден.
(Санина Ю.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Согласно данным изменениям установлены новые формы представления работодателями сведений и информации органам службы занятости, включая информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних граждан. Это непосредственная обязанность, которая закреплена законом. Возникает логичный вопрос: кого трудоустраивать в первоочередном порядке? Тех, кого обязан принять работодатель в силу закона, или тех, кто желает поработать временно, например в период летних каникул и в облегченных условиях труда? Думаю, что ответ очевиден.