Объединение жалоб на постановление по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Объединение жалоб на постановление по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 23.11.2023 по делу N 7-24493/2023 (УИД 77RS0016-02-2022-010098-58)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.
Решение: Отказано.Довод жалобы о том, что судьей районного суда не вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства защитника об объединении в одно производство дел об административных правонарушениях по жалобам защитника С. - Пуряевой А.В. на постановления старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес и прекращении производства материалами дела не подтверждается. В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ судьей вынесено мотивированное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства (л.д. 178).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.
Решение: Отказано.Довод жалобы о том, что судьей районного суда не вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства защитника об объединении в одно производство дел об административных правонарушениях по жалобам защитника С. - Пуряевой А.В. на постановления старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес и прекращении производства материалами дела не подтверждается. В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ судьей вынесено мотивированное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства (л.д. 178).
Решение Московского городского суда от 27.09.2023 по делу N 7-20551/2023 (УИД 77RS0016-02-2022-010096-64)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.
Решение: Отказано.Довод жалобы о том, что судьей районного суда не вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства защитника об объединении в одно производство дел об административных правонарушениях по жалобам защитника С. - Пуряевой А.В. на постановления старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес и прекращении производства материалами дела не подтверждается. В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ судьей вынесено мотивированное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства (л.д. 174-175).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.
Решение: Отказано.Довод жалобы о том, что судьей районного суда не вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства защитника об объединении в одно производство дел об административных правонарушениях по жалобам защитника С. - Пуряевой А.В. на постановления старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес и прекращении производства материалами дела не подтверждается. В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ судьей вынесено мотивированное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства (л.д. 174-175).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)О необходимости сближения позиций АПК РФ и КоАП РФ и унификации порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях во всех судах неоднократно говорилось в административно-правовой литературе <1>. Даже Конституционной Суд РФ обращал внимание на необходимость преодоления разногласий между указанными Кодексами по вопросам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях <2>. Более того, после объединения высших судов определенные шаги в этом направлении были сделаны и внесены изменения в КоАП РФ, в результате чего в Верховном Суде РФ жалобы на судебные акты арбитражных судов стали рассматриваться по правилам не АПК РФ, а КоАП РФ <3>. Однако в результате последующих изменений подобные жалобы стали вновь рассматриваться по правилам АПК РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)О необходимости сближения позиций АПК РФ и КоАП РФ и унификации порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях во всех судах неоднократно говорилось в административно-правовой литературе <1>. Даже Конституционной Суд РФ обращал внимание на необходимость преодоления разногласий между указанными Кодексами по вопросам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях <2>. Более того, после объединения высших судов определенные шаги в этом направлении были сделаны и внесены изменения в КоАП РФ, в результате чего в Верховном Суде РФ жалобы на судебные акты арбитражных судов стали рассматриваться по правилам не АПК РФ, а КоАП РФ <3>. Однако в результате последующих изменений подобные жалобы стали вновь рассматриваться по правилам АПК РФ.
Статья: Ментальные права: конституционное содержание и допустимость ограничений
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2022 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности части седьмой статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Н. Егорова" // СЗ РФ. 2022. N 10. С. 1595; Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2020 г. N 45-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) "Слово жизни" Долгопрудный" // СЗ РФ. 2020. N 46. Ст. 7378 и др.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2022 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности части седьмой статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Н. Егорова" // СЗ РФ. 2022. N 10. С. 1595; Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2020 г. N 45-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) "Слово жизни" Долгопрудный" // СЗ РФ. 2020. N 46. Ст. 7378 и др.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 17
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"Такие дела подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (часть 3 статьи 29.6 КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, посягающем на избирательные права, также должна быть разрешена в аналогичный срок со дня ее поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.5 КоАП РФ).
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"Такие дела подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (часть 3 статьи 29.6 КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, посягающем на избирательные права, также должна быть разрешена в аналогичный срок со дня ее поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.5 КоАП РФ).
"Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Статья: Российский патриотизм: противоречивость конституционного конструкта
(Приходько Т.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)<24> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" // СЗ РФ. 2014. N 16. Ст. 1921.
(Приходько Т.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)<24> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" // СЗ РФ. 2014. N 16. Ст. 1921.
Статья: Оказание профессиональной юридической помощи в зеркале конституционного правосудия современной России
(Долидзе Т.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" // СЗ РФ. 2014. N 16. Ст. 1921.
(Долидзе Т.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" // СЗ РФ. 2014. N 16. Ст. 1921.
Статья: Производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции как научное понятие
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Г) Наконец, терминологический оборот "в судах общей юрисдикции" сам по себе обозначает, что правоотношения должны складываться у участников процесса в суде и, стало быть, с судьей. Это дает основания исключать из понятия деятельность органа преследования до передачи дела в суд, а также исполнение вынесенного в порядке КоАП РФ постановления, выходящее за пределы непосредственно судебной компетенции.
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Г) Наконец, терминологический оборот "в судах общей юрисдикции" сам по себе обозначает, что правоотношения должны складываться у участников процесса в суде и, стало быть, с судьей. Это дает основания исключать из понятия деятельность органа преследования до передачи дела в суд, а также исполнение вынесенного в порядке КоАП РФ постановления, выходящее за пределы непосредственно судебной компетенции.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В пользу такого подхода можно сослаться и на сохраняющую силу правовую позицию, выраженную в пункте 6.2 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, согласно которой предусмотренное частью 2 статьи 130 АПК РФ право арбитражного суда объединить несколько дел в одно производство для их совместного рассмотрения может быть реализовано и в отношении дел об административных правонарушениях.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В пользу такого подхода можно сослаться и на сохраняющую силу правовую позицию, выраженную в пункте 6.2 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, согласно которой предусмотренное частью 2 статьи 130 АПК РФ право арбитражного суда объединить несколько дел в одно производство для их совместного рассмотрения может быть реализовано и в отношении дел об административных правонарушениях.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (май 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Объединение в один лот товаров, технически и функционально не связанных между собой, влечет ограничение количества участников закупки, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Объединение в один лот товаров, технически и функционально не связанных между собой, влечет ограничение количества участников закупки, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения.
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 13 пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности (ч. 2 ст. 202 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 13 пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности (ч. 2 ст. 202 АПК РФ).
Статья: 25 лет в Совете Европы, и снова дискуссия об обязательности постановлений ЕСПЧ
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)<12> Постановление КС РФ от 3 ноября 2020 г. N 45-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) "Слово жизни" Долгопрудный".
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)<12> Постановление КС РФ от 3 ноября 2020 г. N 45-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) "Слово жизни" Долгопрудный".
Статья: Является ли хозяйственное общество гражданско-правовым сообществом? Концепция коммуникатора
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2022, N 6)<50> В целях обеспечения потребностей граждан в объединении "...на государстве лежит конституционная обязанность признания за объединениями граждан необходимой правосубъектности, в том числе в качестве юридического лица, без которой их деятельность во многом лишалась бы своего смысла". См.: п. 2 Постановления КС РФ от 08.04.2014 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева".
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2022, N 6)<50> В целях обеспечения потребностей граждан в объединении "...на государстве лежит конституционная обязанность признания за объединениями граждан необходимой правосубъектности, в том числе в качестве юридического лица, без которой их деятельность во многом лишалась бы своего смысла". См.: п. 2 Постановления КС РФ от 08.04.2014 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева".
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует учитывать разъяснения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" о том, что используемое в них понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, относится, принимая во внимание специальную оговорку федерального законодателя, только к предмету регулирования ФЗ "О некоммерческих организациях", в силу чего не может интерпретироваться посредством отождествления с юридическими характеристиками налоговых, страховых, таможенных и иных агентов, закрепленными в других законодательных актах различной отраслевой принадлежности.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует учитывать разъяснения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" о том, что используемое в них понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, относится, принимая во внимание специальную оговорку федерального законодателя, только к предмету регулирования ФЗ "О некоммерческих организациях", в силу чего не может интерпретироваться посредством отождествления с юридическими характеристиками налоговых, страховых, таможенных и иных агентов, закрепленными в других законодательных актах различной отраслевой принадлежности.