Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и признании сделок между такими лицами контролируемыми, если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 18.04.2025 N 03-12-11/39086)Вопрос: О налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и признании сделок между такими лицами контролируемыми, если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 18.04.2025 N 03-12-11/39086)Вопрос: О налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и признании сделок между такими лицами контролируемыми, если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" начиная с 01.01.2012 часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". По этой причине к налоговым периодам после 01.01.2012 не применяются положения статей 20 и 40 Кодекса, ранее закреплявшие основания для признания лиц взаимозависимыми и устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" начиная с 01.01.2012 часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". По этой причине к налоговым периодам после 01.01.2012 не применяются положения статей 20 и 40 Кодекса, ранее закреплявшие основания для признания лиц взаимозависимыми и устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"По общему правилу в случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ "Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами", налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"По общему правилу в случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ "Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами", налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды.
Статья: Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
(Поздышева О.Ю.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2012, N 11)"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2012, N 11
(Поздышева О.Ю.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2012, N 11)"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2012, N 11
Статья: Размер ущерба в хищении и проблемы его установления при проведении оценочных экспертиз
(Есаков Г.А., Лебединский В.И.)
("Закон", 2023, N 7)Налоговые споры. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган устанавливает, соответствуют ли цены, примененные в сделках, рыночным. Для применения соответствующих методов используется информация о конкретных сделках, общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках. Соответствие цены, примененной в сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки (ст. 105.7 НК РФ).
(Есаков Г.А., Лебединский В.И.)
("Закон", 2023, N 7)Налоговые споры. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган устанавливает, соответствуют ли цены, примененные в сделках, рыночным. Для применения соответствующих методов используется информация о конкретных сделках, общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках. Соответствие цены, примененной в сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки (ст. 105.7 НК РФ).
Готовое решение: Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Иные условия, включаемые в соглашение о ценообразовании на основании п. 4 ст. 105.19 НК РФ, не должны выходить за рамки предмета налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Так, проведение в целях ст. 54.1, гл. 25 НК РФ оценки расходов в рамках сделок между взаимозависимыми лицами не является предметом налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Поэтому порядок проведения такой оценки не может определяться соглашением о ценообразовании (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-12-11/1/1480).
(КонсультантПлюс, 2025)Иные условия, включаемые в соглашение о ценообразовании на основании п. 4 ст. 105.19 НК РФ, не должны выходить за рамки предмета налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Так, проведение в целях ст. 54.1, гл. 25 НК РФ оценки расходов в рамках сделок между взаимозависимыми лицами не является предметом налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Поэтому порядок проведения такой оценки не может определяться соглашением о ценообразовании (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-12-11/1/1480).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Налоговый контроль в связи с совершением сделок
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Налоговый контроль в связи с совершением сделок
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)1.4. Налоговый контроль в связи с совершением сделок
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)1.4. Налоговый контроль в связи с совершением сделок
Статья: Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Статья посвящена исследованию современного состояния института контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации и за рубежом. Вводя данные правила, государство налогового резидентства многонациональной компании оставляет за собой право облагать налогом доходы дочерних (контролируемых) иностранных компаний, если налоговая ставка в стране их регистрации (нахождения) ниже установленного в законодательстве порога. С позиции эффективного налогового администрирования важно определить условия, при которых указанные правила, с одной стороны, позволяют достигать целей деофшоризации и предотвращения размывания национальной налоговой базы, с другой - обеспечивать международную конкурентоспособность российских бизнес-структур. Автор статьи обосновывает повышенное значение сбалансированности публичных и частных интересов при создании юридической конструкции правил контролируемых иностранных компаний: (1) правила не должны приводить к двойному налогообложению; (2) важно правильно идентифицировать круг контролирующих лиц, ограничив его субъектами, которые имеют реальную (достаточную) возможность контроля над иностранной компанией; (3) исключение из-под налогообложения ситуаций, когда явным образом отсутствует направленность на отложенное налогообложение и перевод прибыли в налоговые гавани; (4) с учетом существа правил как меры сдерживающего характера необходимо гармонично соотносить их с правилами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; (5) обеспечивая соразмерность фискального бремени, следует избегать чрезмерного административного бремени, необоснованной трудоемкости соблюдения предписаний закона.
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Статья посвящена исследованию современного состояния института контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации и за рубежом. Вводя данные правила, государство налогового резидентства многонациональной компании оставляет за собой право облагать налогом доходы дочерних (контролируемых) иностранных компаний, если налоговая ставка в стране их регистрации (нахождения) ниже установленного в законодательстве порога. С позиции эффективного налогового администрирования важно определить условия, при которых указанные правила, с одной стороны, позволяют достигать целей деофшоризации и предотвращения размывания национальной налоговой базы, с другой - обеспечивать международную конкурентоспособность российских бизнес-структур. Автор статьи обосновывает повышенное значение сбалансированности публичных и частных интересов при создании юридической конструкции правил контролируемых иностранных компаний: (1) правила не должны приводить к двойному налогообложению; (2) важно правильно идентифицировать круг контролирующих лиц, ограничив его субъектами, которые имеют реальную (достаточную) возможность контроля над иностранной компанией; (3) исключение из-под налогообложения ситуаций, когда явным образом отсутствует направленность на отложенное налогообложение и перевод прибыли в налоговые гавани; (4) с учетом существа правил как меры сдерживающего характера необходимо гармонично соотносить их с правилами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; (5) обеспечивая соразмерность фискального бремени, следует избегать чрезмерного административного бремени, необоснованной трудоемкости соблюдения предписаний закона.
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<3> Письмо ФНС России от 29 января 2024 г. N ШЮ-4-13/796@ "О работе территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" // СПС "КонсультантПлюс".
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<3> Письмо ФНС России от 29 января 2024 г. N ШЮ-4-13/796@ "О работе территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Общие и специальные налоговые антиуклонительные меры в налоговом праве РФ: использование чужого опыта
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)Первые российские законы о налогах, принятые в начале 1990-х годов, отличались лаконичностью и не содержали специальных норм о ценах в целях налогообложения. Когда налогоплательщики начали активно манипулировать ценами с целью минимизировать для себя налоговые последствия, налоговые органы не смогли использовать против этого специальные правовые инструменты. Законодательство о налоге на прибыль и НДС было дополнено правилами, согласно которым при налогообложении должна применяться рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости <17>. Неясность формулировки привела к тому, что данное правило фактически не применялось и бюджет по-прежнему недополучал налоги. В 1999 году вступила в действие первая часть НК РФ, в которой содержались ст. 20 "Взаимозависимые лица" и ст. 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения", предусматривающие специальный механизм, позволяющий налоговым органам доначислять налоги и пени, если цены, используемые налогоплательщиками, отличались от рыночных более чем на 20%. Конституционный Суд РФ в 2003 году указал, что правила трансфертного ценообразования сами по себе не являются неконституционными <18>. Практические проблемы, связанные с определением рыночной цены, в частности отсутствие по подавляющему числу реализуемых товаров (работ, услуг) данных о применяемых ценах, привели к тому, что правила ст. 40 НК РФ фактически не действовали. С 1 января 2012 года вступил в действие раздел V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" НК РФ <19>. Он состоит из 6 глав и является очень подробным инструментом для регулирования трансфертного ценообразования.
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)Первые российские законы о налогах, принятые в начале 1990-х годов, отличались лаконичностью и не содержали специальных норм о ценах в целях налогообложения. Когда налогоплательщики начали активно манипулировать ценами с целью минимизировать для себя налоговые последствия, налоговые органы не смогли использовать против этого специальные правовые инструменты. Законодательство о налоге на прибыль и НДС было дополнено правилами, согласно которым при налогообложении должна применяться рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости <17>. Неясность формулировки привела к тому, что данное правило фактически не применялось и бюджет по-прежнему недополучал налоги. В 1999 году вступила в действие первая часть НК РФ, в которой содержались ст. 20 "Взаимозависимые лица" и ст. 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения", предусматривающие специальный механизм, позволяющий налоговым органам доначислять налоги и пени, если цены, используемые налогоплательщиками, отличались от рыночных более чем на 20%. Конституционный Суд РФ в 2003 году указал, что правила трансфертного ценообразования сами по себе не являются неконституционными <18>. Практические проблемы, связанные с определением рыночной цены, в частности отсутствие по подавляющему числу реализуемых товаров (работ, услуг) данных о применяемых ценах, привели к тому, что правила ст. 40 НК РФ фактически не действовали. С 1 января 2012 года вступил в действие раздел V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" НК РФ <19>. Он состоит из 6 глав и является очень подробным инструментом для регулирования трансфертного ценообразования.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Так, при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган может использовать следующие методы (в том числе их комбинации): метод сопоставимых рыночных цен (являющийся приоритетным); метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли (п. 1 ст. 105.7 НК РФ).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Так, при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган может использовать следующие методы (в том числе их комбинации): метод сопоставимых рыночных цен (являющийся приоритетным); метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли (п. 1 ст. 105.7 НК РФ).