Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция
Подборка наиболее важных документов по запросу Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Специальным законом, регулирующим отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 22 Закона о защите конкуренции к основным функциям антимонопольного органа отнесены: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 22 Закона о защите конкуренции к основным функциям антимонопольного органа отнесены: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с настоящей статьей, статьями 14.32 и 14.33 настоящего Кодекса, если такое предписание исполнено.
(ред. от 04.11.2025)5. Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с настоящей статьей, статьями 14.32 и 14.33 настоящего Кодекса, если такое предписание исполнено.
Статья: Особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Закон о защите конкуренции устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе запреты и ограничения на монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, а также антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, заключению договоров с финансовыми организациями, предоставлению государственных и муниципальных преференций.
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Закон о защите конкуренции устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе запреты и ограничения на монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, а также антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, заключению договоров с финансовыми организациями, предоставлению государственных и муниципальных преференций.
Статья: Отдельные особенности рассмотрения и разрешения дел в сфере конкуренции
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Печегина П.Д.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Содержательное и организационное единство антимонопольных споров объясняется применением самостоятельной группы норм, обеспечивающей предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке. Синтезирующим началом дел о нарушении антимонопольного законодательства является их соответствие общим признакам экономического спора.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Печегина П.Д.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Содержательное и организационное единство антимонопольных споров объясняется применением самостоятельной группы норм, обеспечивающей предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке. Синтезирующим началом дел о нарушении антимонопольного законодательства является их соответствие общим признакам экономического спора.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли стороны договора аренды публичного имущества, заключенного на аукционе, отменить запрет сдавать имущество в субаренду
(КонсультантПлюс, 2025)Закон о защите конкуренции регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные хозяйствующие субъекты, а также органы и организации, осуществляющие публичные функции, то есть федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона).
Вправе ли стороны договора аренды публичного имущества, заключенного на аукционе, отменить запрет сдавать имущество в субаренду
(КонсультантПлюс, 2025)Закон о защите конкуренции регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные хозяйствующие субъекты, а также органы и организации, осуществляющие публичные функции, то есть федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона).
Статья: О статусе группы лиц в конкурентном праве
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)Отсутствие же или наличие конкуренции внутри группы лиц является внутренним показателем самой группы лиц, что должно учитываться при определении правомерности поведения участников группы лиц при монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции с учетом положений ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)Отсутствие же или наличие конкуренции внутри группы лиц является внутренним показателем самой группы лиц, что должно учитываться при определении правомерности поведения участников группы лиц при монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции с учетом положений ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Основным актом антимонопольного законодательства РФ является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <136>, который согласно ч. 1 его ст. 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Основным актом антимонопольного законодательства РФ является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <136>, который согласно ч. 1 его ст. 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
Статья: Унификация отраслевых торгов и их перевод в электронную форму как ключевые элементы совершенствования антимонопольного контроля за организацией и проведением торгов
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Антимонопольный контроль, обеспечивая защиту конкуренции на товарных рынках, помимо предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, особое внимание уделяет вопросам организации и проведения торгов, значение которых на современном этапе сложно переоценить. По сути, торги стали неотъемлемой составляющей формой участия органов власти в экономических отношениях, обеспечивая равный доступ всех заинтересованных лиц к государственному и муниципальному имуществу.
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Антимонопольный контроль, обеспечивая защиту конкуренции на товарных рынках, помимо предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, особое внимание уделяет вопросам организации и проведения торгов, значение которых на современном этапе сложно переоценить. По сути, торги стали неотъемлемой составляющей формой участия органов власти в экономических отношениях, обеспечивая равный доступ всех заинтересованных лиц к государственному и муниципальному имуществу.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Уважение интеллектуальной собственности, соблюдение коммерческой тайны. Запрет на злоупотребление преимуществами, предоставляемыми алгоритмами, данными и платформами, для осуществления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Уважение интеллектуальной собственности, соблюдение коммерческой тайны. Запрет на злоупотребление преимуществами, предоставляемыми алгоритмами, данными и платформами, для осуществления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Статья: Административная ответственность в сфере конкуренции: проблемы и пути их устранения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Трудности с определением дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в последующем были преодолены, но только в отношении одного лишь картеля на торгах, для которого КС РФ установил, что доходом, извлечение которого в крупном или особо крупном размере служит одним из условий (признаков) для привлечения к уголовной ответственности, применительно к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах, является цена контракта, заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в том числе произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей <4>. Для других видов антимонопольных нарушений может применяться доход, обусловленный именно монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Трудности с определением дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в последующем были преодолены, но только в отношении одного лишь картеля на торгах, для которого КС РФ установил, что доходом, извлечение которого в крупном или особо крупном размере служит одним из условий (признаков) для привлечения к уголовной ответственности, применительно к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах, является цена контракта, заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в том числе произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей <4>. Для других видов антимонопольных нарушений может применяться доход, обусловленный именно монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
Статья: Актуальные вопросы применения антимонопольного комплаенса в сфере недропользования
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)Важным инструментом защиты конкуренции являются нормы главы 2 Закона N 135-ФЗ, связанные с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции со стороны природопользователей. Основными признаками злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на конкретном рынке, предусмотренными ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, являются: оказывание решающего влияния на общие условия обращения товара на рассматриваемом рынке, устранение с рынка конкурентов, затруднение доступа на товарный рынок хозяйствующим субъектам (потенциальным конкурентам). При этом важно отметить, что доминирующее положение не является объектом правового запрета, об этом дано разъяснение в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <6>.
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)Важным инструментом защиты конкуренции являются нормы главы 2 Закона N 135-ФЗ, связанные с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции со стороны природопользователей. Основными признаками злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на конкретном рынке, предусмотренными ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, являются: оказывание решающего влияния на общие условия обращения товара на рассматриваемом рынке, устранение с рынка конкурентов, затруднение доступа на товарный рынок хозяйствующим субъектам (потенциальным конкурентам). При этом важно отметить, что доминирующее положение не является объектом правового запрета, об этом дано разъяснение в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <6>.
Статья: Соотношение судебной и административной форм защиты от антимонопольных нарушений
(Борзило Е.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)К функциям антимонопольного органа согласно ст. 22 Закона о защите конкуренции относятся в первую очередь выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению такого нарушения и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
(Борзило Е.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)К функциям антимонопольного органа согласно ст. 22 Закона о защите конкуренции относятся в первую очередь выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению такого нарушения и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами, физическими лицами.