Кто должен устанавливать общедомовые приБоры учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто должен устанавливать общедомовые приБоры учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Холодное водоснабжение: Организация ВКХ хочет взыскать задолженность за безучетно потребленную в отсутствие общедомовых приборов учета холодную воду с применением повышенного коэффициента
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Организации ВКХ, Абонент имел техническую возможность установить общедомовые приборы учета, но не сделал этого. Организация ВКХ рассчитала объем поставленной воды с применением повышающего коэффициента. Абонент не оплатил (полностью или в части) поставленную воду, рассчитанную с применением повышающего коэффициента.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Организации ВКХ, Абонент имел техническую возможность установить общедомовые приборы учета, но не сделал этого. Организация ВКХ рассчитала объем поставленной воды с применением повышающего коэффициента. Абонент не оплатил (полностью или в части) поставленную воду, рассчитанную с применением повышающего коэффициента.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы" Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Вопреки доводам жалобы, предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета и риска возникновения неблагоприятных последствий, связанных с ее неисполнением, в том числе оплаты коммунальных ресурсов в размере, определяемом с использованием повышающих коэффициентов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из содержания ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из содержания ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.
Вопрос: Об НДС при установке ресурсоснабжающей организацией общедомовых приборов учета в случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанности по оснащению дома такими приборами учета.
(Письмо Минфина России от 14.10.2024 N 03-07-11/99243)Вопрос: Исходя из содержания ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.
(Письмо Минфина России от 14.10.2024 N 03-07-11/99243)Вопрос: Исходя из содержания ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
"ГОСТ Р 71545-2024. Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в многоквартирных домах. Основные положения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.07.2024 N 1003-ст)4.2.1 Общедомовые и индивидуальные приборы учета электрической энергии в многоквартирном доме должны быть установлены гарантирующими поставщиками электрической энергии в процессе выполнения обязанностей по установке приборов учета, обеспечивающих предоставление минимального функционала интеллектуальных систем учета, определенных [1].
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.07.2024 N 1003-ст)4.2.1 Общедомовые и индивидуальные приборы учета электрической энергии в многоквартирном доме должны быть установлены гарантирующими поставщиками электрической энергии в процессе выполнения обязанностей по установке приборов учета, обеспечивающих предоставление минимального функционала интеллектуальных систем учета, определенных [1].
Статья: Проблемы совершенствования законодательства о выполнении проектных и изыскательских работ
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, документы (акты) о приемке результатов работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов и оборудования многоквартирного дома на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра, акты проверок готовности к отопительному периоду, инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной уполномоченным органом форме.
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, документы (акты) о приемке результатов работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов и оборудования многоквартирного дома на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра, акты проверок готовности к отопительному периоду, инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной уполномоченным органом форме.
Ситуация: Какие обязанности несет управляющая компания многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не позднее трех месяцев со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ) в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (кроме случаев, когда предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающей организацией);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не позднее трех месяцев со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ) в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (кроме случаев, когда предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающей организацией);
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень сформулирован как исчерпывающий, однако в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ сказано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень сформулирован как исчерпывающий, однако в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ сказано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Ситуация: Как определяется плата за электроэнергию на общедомовые нужды?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4) исходя из объема потребления электроэнергии по показаниям ОДПУ по установленным тарифам (если такое решение принято на общем собрании собственников помещений в МКД).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4) исходя из объема потребления электроэнергии по показаниям ОДПУ по установленным тарифам (если такое решение принято на общем собрании собственников помещений в МКД).
Статья: Приборы учета воды
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 24.04.2025 N 11728-ОГ/00 разъяснено, что коллективные (общедомовые) приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, бремя содержания которого несут собственники помещения в многоквартирном доме. Ресурсоснабжающие организации обязаны установить коллективный (общедомовой) прибор учета с возложением расходов на собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев установки приборов учета электрической энергии в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". Управляющая организация обязана лишь обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета при наличии решения собственников, однако жилищное законодательство не содержит императивных норм, возлагающих на управляющую организацию обязанность по установке приборов учета.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 24.04.2025 N 11728-ОГ/00 разъяснено, что коллективные (общедомовые) приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, бремя содержания которого несут собственники помещения в многоквартирном доме. Ресурсоснабжающие организации обязаны установить коллективный (общедомовой) прибор учета с возложением расходов на собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев установки приборов учета электрической энергии в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". Управляющая организация обязана лишь обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета при наличии решения собственников, однако жилищное законодательство не содержит императивных норм, возлагающих на управляющую организацию обязанность по установке приборов учета.
Ситуация: Как определяется размер платы за содержание жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по установленным тарифам - в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по установленным тарифам - в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений;
Ситуация: Как рассчитываются и оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если коллективный (общедомовой) прибор учета установлен, размер расходов собственников и нанимателей жилых помещений на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, может определяться (ч. 1, 2 ст. 154, ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если коллективный (общедомовой) прибор учета установлен, размер расходов собственников и нанимателей жилых помещений на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, может определяться (ч. 1, 2 ст. 154, ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ):
Статья: Порядок замены приборов учета в многоквартирном доме
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 24.04.2025 N 11728-ОГ/00 разъяснено, что ресурсоснабжающие организации обязаны установить коллективный (общедомовой) прибор учета с возложением расходов на собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев установки приборов учета электрической энергии в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". Управляющая организация обязана лишь обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета при наличии решения собственников, однако жилищное законодательство не содержит императивных норм, возлагающих на управляющую организацию обязанность по установке приборов учета. В качестве разумного срока для совершения управляющей организацией действий по обеспечению повторного ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета признается срок, не превышающий 3 месяцев.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 24.04.2025 N 11728-ОГ/00 разъяснено, что ресурсоснабжающие организации обязаны установить коллективный (общедомовой) прибор учета с возложением расходов на собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев установки приборов учета электрической энергии в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". Управляющая организация обязана лишь обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета при наличии решения собственников, однако жилищное законодательство не содержит императивных норм, возлагающих на управляющую организацию обязанность по установке приборов учета. В качестве разумного срока для совершения управляющей организацией действий по обеспечению повторного ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета признается срок, не превышающий 3 месяцев.