Контроль за сохранностью жилых помещений детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за сохранностью жилых помещений детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)- осуществлять управление и контроль за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)- осуществлять управление и контроль за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.
Статья: Перспективы развития законодательства о дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот (анализ ситуации в Республике Карелия)
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Задача субъектов - реализация (выделено автором) гарантий детей-сирот путем формирования списков, приобретения жилья, осуществления контроля за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, а не создание механизмов по урезанию предусмотренных льгот. При реализации указанной задачи не должно нарушаться конституционное требование о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам <4>.
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Задача субъектов - реализация (выделено автором) гарантий детей-сирот путем формирования списков, приобретения жилья, осуществления контроля за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, а не создание механизмов по урезанию предусмотренных льгот. При реализации указанной задачи не должно нарушаться конституционное требование о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)35) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)35) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Статья: Дети-сироты. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Джахбаров Б., Шемякина А., Петрова Е., Плыгунова В., Лях О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Профилактика социального сиротства, развитие механизма предоставления жилищных сертификатов и внедрение новых механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов по строительству жилья с государственной поддержкой, управления земельными ресурсами, усиления контроля за сохранностью имущества, стали основными рекомендациями Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, что в целом соотносится с выводами и предложениями Счетной палаты Российской Федерации. Полагаю, также необходимо на федеральном уровне закрепить определение понятия "очередь" и установить порядок ее формирования. Это позволит избежать возникновения двойной очереди в списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, так как некоторым из них жилые помещения предоставляются по решению суда или в приоритетном порядке.
(Джахбаров Б., Шемякина А., Петрова Е., Плыгунова В., Лях О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Профилактика социального сиротства, развитие механизма предоставления жилищных сертификатов и внедрение новых механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов по строительству жилья с государственной поддержкой, управления земельными ресурсами, усиления контроля за сохранностью имущества, стали основными рекомендациями Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, что в целом соотносится с выводами и предложениями Счетной палаты Российской Федерации. Полагаю, также необходимо на федеральном уровне закрепить определение понятия "очередь" и установить порядок ее формирования. Это позволит избежать возникновения двойной очереди в списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, так как некоторым из них жилые помещения предоставляются по решению суда или в приоритетном порядке.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Эффективно защищались жилищные права детей в судебном порядке. Прокурором Кыштовского района выявлены факты предоставления трем лицам из числа детей-сирот жилых домов, не отвечающих требованиям пожарной безопасности и нуждающихся в ремонте кровли. В защиту указанных граждан в суд предъявлены иски, которые впоследствии удовлетворены, муниципалитетом организованы ремонтные работы. Барабинским межрайонным прокурором вскрыт факт неправомерного исключения лица из списка детей-сирот по причине приобретения жилья с использованием средств материнского капитала. По итогам проверки в суд направлен административный иск, требования которого удовлетворены. Во исполнение судебного решения по иску прокурора Калининского района г. Новосибирска гражданину, относящемуся к указанной категории, предоставлено жилье.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Эффективно защищались жилищные права детей в судебном порядке. Прокурором Кыштовского района выявлены факты предоставления трем лицам из числа детей-сирот жилых домов, не отвечающих требованиям пожарной безопасности и нуждающихся в ремонте кровли. В защиту указанных граждан в суд предъявлены иски, которые впоследствии удовлетворены, муниципалитетом организованы ремонтные работы. Барабинским межрайонным прокурором вскрыт факт неправомерного исключения лица из списка детей-сирот по причине приобретения жилья с использованием средств материнского капитала. По итогам проверки в суд направлен административный иск, требования которого удовлетворены. Во исполнение судебного решения по иску прокурора Калининского района г. Новосибирска гражданину, относящемуся к указанной категории, предоставлено жилье.
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подведомственная Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы уполномоченная организация совместно с государственными организациями социального обслуживания и Департаментом городского имущества г. Москвы осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (п. 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подведомственная Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы уполномоченная организация совместно с государственными организациями социального обслуживания и Департаментом городского имущества г. Москвы осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (п. 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)35) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)35) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;
Статья: Дети-сироты. Мнения
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)И наконец, решению проблемы будут способствовать усиление контроля за сохранностью жилых помещений детей-сирот и профилактика семейного неблагополучия, отказ от практики лишения родительских прав.
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)И наконец, решению проблемы будут способствовать усиление контроля за сохранностью жилых помещений детей-сирот и профилактика семейного неблагополучия, отказ от практики лишения родительских прав.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Оценка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2023 году и истекшем периоде 2024 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Усиление контроля за сохранностью жилых помещений детей-сирот способствовало снижению численности детей-сирот, достигших 14 лет, включенных в Список, с 286,0 тыс. человек на 1 января 2023 года до 281,4 тыс. человек на 1 января 2024 года <63>.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Усиление контроля за сохранностью жилых помещений детей-сирот способствовало снижению численности детей-сирот, достигших 14 лет, включенных в Список, с 286,0 тыс. человек на 1 января 2023 года до 281,4 тыс. человек на 1 января 2024 года <63>.
Статья: Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Права и обязанности сторон договора детально урегулированы Типовым договором <12>, полагаем, их объем должен быть дополнен с учетом возрастающих функций наймодателя в части контроля за сохранностью жилищного фонда.
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Права и обязанности сторон договора детально урегулированы Типовым договором <12>, полагаем, их объем должен быть дополнен с учетом возрастающих функций наймодателя в части контроля за сохранностью жилищного фонда.