Контроль за жилыми помещениями детей сирот

Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за жилыми помещениями детей сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФ"Руководствуясь положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", учитывая то, что истец относился к категории лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, жилым помещением не обеспечен до настоящего времени не по своей вине, а в силу сложившихся тяжелых жизненных обстоятельств, в том числе, в связи с нахождением длительный период в местах лишения свободы, учитывая то, что ФИО1 не был включен в список фактически по вине органов опеки, органы опеки и попечительства не представили в материалы дела доказательства осуществления контроля за возможностью проживания истца по месту регистрации, мер по обследованию жилья, разъяснению заявителю его жилищных прав как лицу из числа детей-сирот принято не было, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению."
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 N 88-1665/2024
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О включении в список нуждающихся в жилом помещении; 2) Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Истец указывает, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; после смерти родителей он не унаследовал какого-либо недвижимого имущества, в собственности жилья не имеет. В возрасте до 23 лет истец и его опекун обращались в местную администрацию с просьбой поставить его на жилищный учет как лицо из числа детей-сирот, однако ему в этом было отказано ввиду отсутствия свободного жилья.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Доводы жалобы о том, что на социальном педагоге училища, в котором он проходил обучение, лежала обязанность по осуществлению контроля постановки его на жилищный учет, что тот факт, что до возраста 23 лет он не был поставлен на жилищный учет не может служить основанием для отказа в удовлетворении его исковых требований и не освобождает государство от выполнения обязанности по обеспечению жильем детей-сирот, то обстоятельство, что он не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска, так как предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на ошибочном понимании истцом норм материального права.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о некоторых реализуемых программах социальной адаптации для молодых людей, временно или постоянно лишенных семейного окружения (на примере Вьетнама и Китая)
(Афанасьевская А.В., Иванова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)
Взрослые сироты, признанные здоровыми или инвалидами средней степени тяжести и обладающие определенной работоспособностью и способностью к самообслуживанию, возвращаются ко взрослой жизни. Отдел по гражданским делам района и округа, где будут проживать взрослые сироты, должен контролировать их жилье, работу и ведение домашнего хозяйства. Бюро по гражданским делам выдает единовременную субсидию на устройство во взрослой жизни. Средства, связанные с жильем, выделяются из муниципального фонда социального обеспечения на покрытие общих расходов взрослого сироты. Отделы также распоряжаются субсидиями. Сироте денежную помощь для вольного распоряжения не выдают.
Статья: Перспективы развития законодательства о дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот (анализ ситуации в Республике Карелия)
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)
Задача субъектов - реализация (выделено автором) гарантий детей-сирот путем формирования списков, приобретения жилья, осуществления контроля за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, а не создание механизмов по урезанию предусмотренных льгот. При реализации указанной задачи не должно нарушаться конституционное требование о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам <4>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024)
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Приказ Росстата от 29.07.2022 N 535
(ред. от 24.07.2024)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
6. По строке 03 отражается количество семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переоформивших договора найма специализированных жилых помещений на договора социального найма в отношении этих жилых помещений. Данные по строке 03 не включаются в строку 01.