Комиссия по принятию и выбытию активов
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по принятию и выбытию активов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов (приложение к учетной политике)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Принятие Комиссией решений по выбытию (списанию)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Принятие Комиссией решений по выбытию (списанию)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Форма: Приказ о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) по государственному контракту (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Документ необходим для оформления решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек, принятого комиссией по поступлению и выбытию активов. Может быть издан в форме приказа или распоряжения. Форма не утверждена, требования к содержанию установлены п. 9 Правил списания неустоек N 783.
(КонсультантПлюс, 2025)Документ необходим для оформления решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек, принятого комиссией по поступлению и выбытию активов. Может быть издан в форме приказа или распоряжения. Форма не утверждена, требования к содержанию установлены п. 9 Правил списания неустоек N 783.
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В первую очередь проверьте, создана ли у вас комиссия по поступлению и выбытию активов, и если нет - создайте. Если комиссия есть, то проверьте наличие у нее полномочий по подготовке решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней). Если таких полномочий нет, то необходимо внести соответствующие изменения во внутренние документы и наделить комиссию этими полномочиями. Именно комиссия по поступлению и выбытию активов должна принимать решение о списании неустойки. Регламент ее работы, порядок принятия решений определите самостоятельно, обязательных требований нет (п. п. 9, 10 Правил списания неустоек N 783).
(КонсультантПлюс, 2025)В первую очередь проверьте, создана ли у вас комиссия по поступлению и выбытию активов, и если нет - создайте. Если комиссия есть, то проверьте наличие у нее полномочий по подготовке решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней). Если таких полномочий нет, то необходимо внести соответствующие изменения во внутренние документы и наделить комиссию этими полномочиями. Именно комиссия по поступлению и выбытию активов должна принимать решение о списании неустойки. Регламент ее работы, порядок принятия решений определите самостоятельно, обязательных требований нет (п. п. 9, 10 Правил списания неустоек N 783).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)339. Счет предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)339. Счет предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)согласно принятому комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решению о списании объектов основных средств, оформленному первичным учетным документом, выбытие объекта отражается по его балансовой стоимости:
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)согласно принятому комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решению о списании объектов основных средств, оформленному первичным учетным документом, выбытие объекта отражается по его балансовой стоимости:
Готовое решение: Как передать в собственность публично-правового образования подарки, полученные служащими
(КонсультантПлюс, 2025)Если нет документов, подтверждающих стоимость подарка, ее нужно определить на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены аналогичной материальной ценности в сопоставимых условиях. При необходимости для определения рыночной цены можно привлечь комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа. В таком случае основанием для начала процедуры по определению стоимости является направленное в комиссию по поступлению и выбытию активов уведомление о получении подарка, стоимость которого неизвестна, и непосредственно сдача подарка по акту приема-передачи. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а если это невозможно - экспертным путем посредством анализа сведений об уровне цен, информации, имеющейся у органов государственной статистики, в СМИ, специальной литературе, экспертных заключениях. Определить стоимость подарка в целях принятия его к учету рекомендуется не позднее двух месяцев со дня его сдачи (п. 10 Типового положения, п. п. 22, 24, 25 Разъяснений Минтруда России).
(КонсультантПлюс, 2025)Если нет документов, подтверждающих стоимость подарка, ее нужно определить на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены аналогичной материальной ценности в сопоставимых условиях. При необходимости для определения рыночной цены можно привлечь комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа. В таком случае основанием для начала процедуры по определению стоимости является направленное в комиссию по поступлению и выбытию активов уведомление о получении подарка, стоимость которого неизвестна, и непосредственно сдача подарка по акту приема-передачи. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а если это невозможно - экспертным путем посредством анализа сведений об уровне цен, информации, имеющейся у органов государственной статистики, в СМИ, специальной литературе, экспертных заключениях. Определить стоимость подарка в целях принятия его к учету рекомендуется не позднее двух месяцев со дня его сдачи (п. 10 Типового положения, п. п. 22, 24, 25 Разъяснений Минтруда России).
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на приобретение и установку рольставней и карнизов для штор
(КонсультантПлюс, 2025)Если рольставни и карнизы для штор вы принимаете к учету в составе основных средств, то срок полезного использования с целью их отнесения к амортизационной группе может определить комиссия учреждения по принятию и выбытию активов. При этом следует учесть рекомендации производителя, указанные в технической документации, или исходить из ожидаемого физического износа, который зависит от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, гарантийного срока эксплуатации и других факторов.
(КонсультантПлюс, 2025)Если рольставни и карнизы для штор вы принимаете к учету в составе основных средств, то срок полезного использования с целью их отнесения к амортизационной группе может определить комиссия учреждения по принятию и выбытию активов. При этом следует учесть рекомендации производителя, указанные в технической документации, или исходить из ожидаемого физического износа, который зависит от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, гарантийного срока эксплуатации и других факторов.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов приняла решение списать начисленную и неуплаченную сумму неустойки по контракту, включите ее в состав выпадающих доходов и учтите на счете 0 401 10 174 (п. 120 Инструкции N 162н, п. 152 Инструкции N 174н, п. 180 Инструкции N 183н, п. 9.7.4 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)Если комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов приняла решение списать начисленную и неуплаченную сумму неустойки по контракту, включите ее в состав выпадающих доходов и учтите на счете 0 401 10 174 (п. 120 Инструкции N 162н, п. 152 Инструкции N 174н, п. 180 Инструкции N 183н, п. 9.7.4 Порядка N 209н).
Статья: Анализ проблем, связанных с адаптацией отечественной системы учета нефинансовых активов в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 4, 5)В нормативных документах, регулирующих порядок учета запасов, не содержатся правила о квалификации материальных запасов в качестве внеоборотных. Единственное упоминание об этом дается в п. 10 ФСБУ ГС, где говорится о том, что принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в деятельности субъекта учета в течение периода, превышающего 12 месяцев, осуществляется с определением постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета срока их полезного использования. Таким образом, Стандарт не исключает возможности отнесения материальных запасов к внеоборотным нефинансовым активам.
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 4, 5)В нормативных документах, регулирующих порядок учета запасов, не содержатся правила о квалификации материальных запасов в качестве внеоборотных. Единственное упоминание об этом дается в п. 10 ФСБУ ГС, где говорится о том, что принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в деятельности субъекта учета в течение периода, превышающего 12 месяцев, осуществляется с определением постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета срока их полезного использования. Таким образом, Стандарт не исключает возможности отнесения материальных запасов к внеоборотным нефинансовым активам.
Готовое решение: Как учреждению составить положение о комиссии по поступлению и выбытию активов
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Комиссия принимает решения по поступлению и выбытию нефинансовых активов, списанию задолженности неплатежеспособных дебиторов.
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Комиссия принимает решения по поступлению и выбытию нефинансовых активов, списанию задолженности неплатежеспособных дебиторов.
Статья: Сколько хранить договоры
(Юсипова Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 10)Но если купленное вашей организацией оборудование является основным средством, то в целях подтверждения приобретения основного средства можно рекомендовать экспертной комиссии не принимать решение об уничтожении указанного договора в вышеназванные сроки, а срок хранения установить по ст. 323 Перечня УД 2020 г., предусматривающей срок хранения документов (протоколов, актов, справок, расчетов, ведомостей, заключений о переоценке, определении амортизации, списании основных средств и нематериальных активов): 5 лет после выбытия основного средства и нематериальных активов, для федерального имущества - постоянно.
(Юсипова Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 10)Но если купленное вашей организацией оборудование является основным средством, то в целях подтверждения приобретения основного средства можно рекомендовать экспертной комиссии не принимать решение об уничтожении указанного договора в вышеназванные сроки, а срок хранения установить по ст. 323 Перечня УД 2020 г., предусматривающей срок хранения документов (протоколов, актов, справок, расчетов, ведомостей, заключений о переоценке, определении амортизации, списании основных средств и нематериальных активов): 5 лет после выбытия основного средства и нематериальных активов, для федерального имущества - постоянно.
Статья: Оценка нефинансовых активов в учреждениях высшего образования: теоретический и практический аспекты
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)Методические рекомендации <7> определяют, что в учетной политике целесообразно определить перечень расходов, включаемых при определении первоначальной стоимости объектов НМА, созданных своими силами. Но большинство исследуемых нами учреждений высшего образования при формировании учетной политики такой вопрос не рассматривают. В соответствии с учетной политикой ДВФУ расходы на модернизацию НМА увеличивают его стоимость на основании решения профильной комиссии по поступлению и выбытию активов. Такое решение может быть принято при осуществлении работ по доработке программных продуктов и интернет-сайта, на которые ДВФУ имеет исключительные права, при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей их функционирования (СПИ, качества применения и т.п.).
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)Методические рекомендации <7> определяют, что в учетной политике целесообразно определить перечень расходов, включаемых при определении первоначальной стоимости объектов НМА, созданных своими силами. Но большинство исследуемых нами учреждений высшего образования при формировании учетной политики такой вопрос не рассматривают. В соответствии с учетной политикой ДВФУ расходы на модернизацию НМА увеличивают его стоимость на основании решения профильной комиссии по поступлению и выбытию активов. Такое решение может быть принято при осуществлении работ по доработке программных продуктов и интернет-сайта, на которые ДВФУ имеет исключительные права, при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей их функционирования (СПИ, качества применения и т.п.).
Статья: Учет расходов на благоустройство территории
(Гришакова О.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Комиссией учреждения по принятию и выбытию активов принято решение об учете пешеходной дорожки в составе сооружений - иного движимого имущества.
(Гришакова О.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Комиссией учреждения по принятию и выбытию активов принято решение об учете пешеходной дорожки в составе сооружений - иного движимого имущества.
Статья: Применение норм о материальной ответственности военнослужащих в практике военных судов
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Кроме того, при определении стоимости некоторого утраченного по вине М. имущества продовольственной службы комиссией по поступлению и выбытию активов воинской части обоснованно приняты во внимание средние рыночные цены в регионе, поскольку балансовая стоимость указанного выше имущества существенно ниже, что соответствует требованиям п. 220 соответствующей Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н. Данным пунктом предусмотрено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Кроме того, при определении стоимости некоторого утраченного по вине М. имущества продовольственной службы комиссией по поступлению и выбытию активов воинской части обоснованно приняты во внимание средние рыночные цены в регионе, поскольку балансовая стоимость указанного выше имущества существенно ниже, что соответствует требованиям п. 220 соответствующей Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н. Данным пунктом предусмотрено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.
Вопрос: Как отражается реализация полностью самортизированного основного средства?
(Консультация эксперта, 2025)Продажа основного средства оформляется первичными учетными документами. В качестве них могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Так, для отражения выбытия актива может применяться акт приема-передачи по форме ОС-1, а если выбывает здание или сооружение - ОС-1а. Документ составляется не менее чем в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. К оформлению акта предъявляются обычные требования: все графы должны быть заполнены и документ подписан членами комиссии.
(Консультация эксперта, 2025)Продажа основного средства оформляется первичными учетными документами. В качестве них могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Так, для отражения выбытия актива может применяться акт приема-передачи по форме ОС-1, а если выбывает здание или сооружение - ОС-1а. Документ составляется не менее чем в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. К оформлению акта предъявляются обычные требования: все графы должны быть заполнены и документ подписан членами комиссии.