Изменение существенных условий концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение существенных условий концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения" Федерального закона "О концессионных соглашениях""Частью 3, 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность концедента рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц."
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 N 66а-1322/2024 (УИД 41OS0000-01-2024-000011-67)
Об оставлении без изменения решения Камчатского краевого суда от 05.07.2024 об удовлетворении заявления о признании нормативного правового акта недействующим.Суждение краевого суда о том, что рекомендация Службы Обществу обратиться в антимонопольный орган с целью внесения изменений в существенные условия действующего концессионного соглашения является подтверждением вывода суда о несоблюдении регулятором экономических интересов теплоснабжающей организации, на правильность выводов суда не влияет, о незаконности обжалуемого судебного акта не свидетельствует.
Об оставлении без изменения решения Камчатского краевого суда от 05.07.2024 об удовлетворении заявления о признании нормативного правового акта недействующим.Суждение краевого суда о том, что рекомендация Службы Обществу обратиться в антимонопольный орган с целью внесения изменений в существенные условия действующего концессионного соглашения является подтверждением вывода суда о несоблюдении регулятором экономических интересов теплоснабжающей организации, на правильность выводов суда не влияет, о незаконности обжалуемого судебного акта не свидетельствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты внесения изменений в договор о комплексном развитии территории, заключенный на торгах
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)часть 3.4 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях": "Концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения";
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)часть 3.4 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях": "Концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения";
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласование антимонопольного органа требуется для изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных в п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок. Продление срока действия концессионного соглашения также осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Отдельные особенности установлены для изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласование антимонопольного органа требуется для изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных в п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок. Продление срока действия концессионного соглашения также осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Отдельные особенности установлены для изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3.9. Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, и условия концессионного соглашения, определенные на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, в соответствии с частью 3.8 настоящей статьи, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений.
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3.9. Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, и условия концессионного соглашения, определенные на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, в соответствии с частью 3.8 настоящей статьи, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений.
Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 N 368
(ред. от 20.11.2025)
"Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения"2. Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований:
(ред. от 20.11.2025)
"Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения"2. Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований:
Статья: Право на партнерство между предпринимателями и органами власти в России
(Сушильников И.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)5. Правомочие на создание конкурентной среды в партнерских правоотношениях, исключающей доминирование и недобросовестное поведение. Данное правомочие вытекает из ст. 34 Конституции России. Его реализация основывается на принципе обеспечения конкуренции (ст. 4 ФЗ о ГЧП, ст. 8 ФЗ о ЗПК). Например, в ст. 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях" закреплено указание на обязательное согласование с антимонопольным органом изменений существенных условий концессионного соглашения.
(Сушильников И.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)5. Правомочие на создание конкурентной среды в партнерских правоотношениях, исключающей доминирование и недобросовестное поведение. Данное правомочие вытекает из ст. 34 Конституции России. Его реализация основывается на принципе обеспечения конкуренции (ст. 4 ФЗ о ГЧП, ст. 8 ФЗ о ЗПК). Например, в ст. 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях" закреплено указание на обязательное согласование с антимонопольным органом изменений существенных условий концессионного соглашения.
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы изменить существенные условия концессионного соглашения по требованию концессионера, необходимо соблюсти следующий порядок.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы изменить существенные условия концессионного соглашения по требованию концессионера, необходимо соблюсти следующий порядок.
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)В рамках ранее принятых антикризисных мер, направленных на сохранение устойчивости концессионных проектов, в ч. 3 ст. 54 Закона о концессиях было внесено положение, согласно которому до 1 января 2023 г. допускается изменение существенных условий концессионного соглашения без согласования с антимонопольным органом, за исключением коммунальных концессий. Более того, в декабре 2022 г. данная мера была продлена еще на год (до 1 января 2024 г.). Нераспространение такого льготного режима изменения условий концессионных соглашений на коммунальные концессии несправедливо, поскольку концессионеры в данной отрасли также испытывают проблемы при организации поставок иностранного оборудования и комплектующих, как и в строительной отрасли в целом, что влечет необходимость пересмотра проектных решений и сдвига сроков реализации инвестиционных мероприятий.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)В рамках ранее принятых антикризисных мер, направленных на сохранение устойчивости концессионных проектов, в ч. 3 ст. 54 Закона о концессиях было внесено положение, согласно которому до 1 января 2023 г. допускается изменение существенных условий концессионного соглашения без согласования с антимонопольным органом, за исключением коммунальных концессий. Более того, в декабре 2022 г. данная мера была продлена еще на год (до 1 января 2024 г.). Нераспространение такого льготного режима изменения условий концессионных соглашений на коммунальные концессии несправедливо, поскольку концессионеры в данной отрасли также испытывают проблемы при организации поставок иностранного оборудования и комплектующих, как и в строительной отрасли в целом, что влечет необходимость пересмотра проектных решений и сдвига сроков реализации инвестиционных мероприятий.