Использование чужого товарного знака в информационных целях
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование чужого товарного знака в информационных целях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1484 ГК РФВ каких случаях на практике не использован чужой товарный знак?
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свободное использование товарного знака
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)Во-первых, товарный знак может использоваться без согласия правообладателя для указания на самого правообладателя, его товары или услуги, индивидуализируемые товарным знаком (можно назвать это информационной целью). Например, не должны признаваться нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в СМИ, размещение товарного знака другими лицами в разделах "Партнеры" или "Клиенты" и иные подобные случаи.
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)Во-первых, товарный знак может использоваться без согласия правообладателя для указания на самого правообладателя, его товары или услуги, индивидуализируемые товарным знаком (можно назвать это информационной целью). Например, не должны признаваться нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в СМИ, размещение товарного знака другими лицами в разделах "Партнеры" или "Клиенты" и иные подобные случаи.
Статья: Споры о нарушении интеллектуальных прав в рекламной деятельности
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Вместе с тем на практике встречаются случаи довольно сложного разграничения правомерного и неправомерного использования средств индивидуализации - чаще товарного знака в составе аудиовизуального произведения. Например, в отношении словесного упоминания товарного знака, что по смыслу п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака не является <3>. Такая же позиция усматривается и в случае включения обозначения, совпадающего с чужим товарным знаком, в контекстную рекламу, поскольку "такое упоминание является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе" <4>. Неоднозначны подходы к решению вопроса о размещении чужого товарного знака в информационных целях, например, для указания на назначение товара или при интегрированной в аудиовизуальное произведение демонстрации товара с товарным знаком - представляется, что такое использование без согласия правообладателя на товарный знак не является нарушением в соответствии с положениями ст. 1477 ГК РФ и п. 9 ст. 2 Закона о рекламе.
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Вместе с тем на практике встречаются случаи довольно сложного разграничения правомерного и неправомерного использования средств индивидуализации - чаще товарного знака в составе аудиовизуального произведения. Например, в отношении словесного упоминания товарного знака, что по смыслу п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака не является <3>. Такая же позиция усматривается и в случае включения обозначения, совпадающего с чужим товарным знаком, в контекстную рекламу, поскольку "такое упоминание является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе" <4>. Неоднозначны подходы к решению вопроса о размещении чужого товарного знака в информационных целях, например, для указания на назначение товара или при интегрированной в аудиовизуальное произведение демонстрации товара с товарным знаком - представляется, что такое использование без согласия правообладателя на товарный знак не является нарушением в соответствии с положениями ст. 1477 ГК РФ и п. 9 ст. 2 Закона о рекламе.
Статья: Соотношение исключительного права на товарный знак и исключительного права на объекты авторского права
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Товарный знак считается использованным, если он используется в качестве средства индивидуализации товаров, работ и услуг. А нарушения исключительного права на товарный знак рассматриваются как нарушения его функционального назначения. Так, в качестве нарушения исключительного права суды зарубежных правопорядков рассматривают не только использование тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком обозначения в отношении однородных товаров, но и размывание товарного знака, то есть действия, которые ведут к утрате различительной способности товарного знака или причинению ущерба репутации товарного знака <19>. То, что далеко не любое действие в отношении товарного знака может быть квалифицировано как его использование, обращалось в исследование ВОИС <20>. В доктринальной литературе и судебной практике можно найти примеры действий, которые при соблюдении определенных условий не могут быть квалифицированы как использование товарного знака, в частности при использовании товарного знака в информационных целях, номинативное его использование.
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Товарный знак считается использованным, если он используется в качестве средства индивидуализации товаров, работ и услуг. А нарушения исключительного права на товарный знак рассматриваются как нарушения его функционального назначения. Так, в качестве нарушения исключительного права суды зарубежных правопорядков рассматривают не только использование тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком обозначения в отношении однородных товаров, но и размывание товарного знака, то есть действия, которые ведут к утрате различительной способности товарного знака или причинению ущерба репутации товарного знака <19>. То, что далеко не любое действие в отношении товарного знака может быть квалифицировано как его использование, обращалось в исследование ВОИС <20>. В доктринальной литературе и судебной практике можно найти примеры действий, которые при соблюдении определенных условий не могут быть квалифицированы как использование товарного знака, в частности при использовании товарного знака в информационных целях, номинативное его использование.
Статья: Медицинское изделие как предмет незаконного обращения, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ (статья вторая)
(Козырева Д.К.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Как же соотносятся между собой фальсифицированные и контрафактные медицинские изделия? Представляется, что это пересекающиеся понятия. При этом в зоне пересечения находятся в терминологии Конституционного Суда РФ поддельные медицинские изделия, т.е. сопровождаемые ложными сведениями о производителе при одновременном использовании чужого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Такой подход был воспринят Чертановским районным судом г. Москвы, указавшим, что в целях реализации своего преступного плана соучастники осуществили продажу фальсифицированных медицинских изделий с логотипом марки "*", т.е. поддельных медицинских изделий, которые выпускались в оборот под видом оригинальных медицинских изделий, но на самом деле таковыми не являлись, преднамеренно сопровождались ложной информацией, в частности, о производителе (изготовителе) <30>. Содеянное было квалифицировано как сбыт фальсифицированных медицинских изделий (ст. 238.1 УК РФ). Несмотря на то что суды используют термин "поддельные медицинские изделия" <31>, подчеркнем, что такого определения уголовный закон не содержит. Вместе с тем для целей настоящего исследования и разграничения медицинских изделий между собой использование данного понятия, на наш взгляд, оправданно и допустимо.
(Козырева Д.К.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Как же соотносятся между собой фальсифицированные и контрафактные медицинские изделия? Представляется, что это пересекающиеся понятия. При этом в зоне пересечения находятся в терминологии Конституционного Суда РФ поддельные медицинские изделия, т.е. сопровождаемые ложными сведениями о производителе при одновременном использовании чужого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Такой подход был воспринят Чертановским районным судом г. Москвы, указавшим, что в целях реализации своего преступного плана соучастники осуществили продажу фальсифицированных медицинских изделий с логотипом марки "*", т.е. поддельных медицинских изделий, которые выпускались в оборот под видом оригинальных медицинских изделий, но на самом деле таковыми не являлись, преднамеренно сопровождались ложной информацией, в частности, о производителе (изготовителе) <30>. Содеянное было квалифицировано как сбыт фальсифицированных медицинских изделий (ст. 238.1 УК РФ). Несмотря на то что суды используют термин "поддельные медицинские изделия" <31>, подчеркнем, что такого определения уголовный закон не содержит. Вместе с тем для целей настоящего исследования и разграничения медицинских изделий между собой использование данного понятия, на наш взгляд, оправданно и допустимо.
Статья: Риски использования товарных знаков конкурентов в контекстной рекламе в поисковых системах
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)Именно через призму предназначения товарного знака нужно оценивать правомерность его использования заинтересованными лицами без согласия правообладателя. В частности, не следует признавать нарушением прав на товарный знак его упоминание в произведении, если товарный знак туда органично интегрирован <16>; использование товарного знака товара, правомерно введенного в гражданский оборот, в рекламе торговой деятельности по реализации данного товара <17>; размещение на сайте торгового центра в информационных целях сведений с использованием товарного знака о нахождении в торговом центре отдела реализации правомерно введенных в гражданский оборот товаров правообладателя <18> и т.п.
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)Именно через призму предназначения товарного знака нужно оценивать правомерность его использования заинтересованными лицами без согласия правообладателя. В частности, не следует признавать нарушением прав на товарный знак его упоминание в произведении, если товарный знак туда органично интегрирован <16>; использование товарного знака товара, правомерно введенного в гражданский оборот, в рекламе торговой деятельности по реализации данного товара <17>; размещение на сайте торгового центра в информационных целях сведений с использованием товарного знака о нахождении в торговом центре отдела реализации правомерно введенных в гражданский оборот товаров правообладателя <18> и т.п.