ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о защите прав потребителя при оказании туристических услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о защите прав потребителя при оказании туристических услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специфика правового регулирования туризма в период пандемии
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Конечно, в условиях обилия информации общего характера, с одной стороны, и дефицита информации индивидуального (адресного) характера, с другой, имели место как нарушения туристами норм закона, так и нарушения прав самих туристов. Как показывает судебная статистика, в структуре исковых заявлений в защиту конкретных потребителей в ряде субъектов Федерации доля исков о нарушениях в сфере туристских услуг достигает 40% <34>, хотя в большинстве регионов не превышает 2 - 7%. С другой стороны, в Санкт-Петербурге, например, "количество поступающих в суд протоколов по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <35> (тестирование на COVID-19 граждан, вернувшихся из отпуска за рубежом) удвоилось по сравнению с весной и летом. За осень поступило 644 дела, из них 107 были прекращены (75 дел - объявлением устного замечания), 187 возвращены инициатору, а 117 человек привлечены к ответственности. Остальные дела пока рассматриваются" <36>. Однако, как отмечают сами потребители, "попытка исполнить законодательство нередко спотыкается о технические проблемы сайта Госуслуги и задержку в получении результата теста" <37>. Впрочем, данная проблема является общей, несмотря на быстрые темпы цифровизации.
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Конечно, в условиях обилия информации общего характера, с одной стороны, и дефицита информации индивидуального (адресного) характера, с другой, имели место как нарушения туристами норм закона, так и нарушения прав самих туристов. Как показывает судебная статистика, в структуре исковых заявлений в защиту конкретных потребителей в ряде субъектов Федерации доля исков о нарушениях в сфере туристских услуг достигает 40% <34>, хотя в большинстве регионов не превышает 2 - 7%. С другой стороны, в Санкт-Петербурге, например, "количество поступающих в суд протоколов по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <35> (тестирование на COVID-19 граждан, вернувшихся из отпуска за рубежом) удвоилось по сравнению с весной и летом. За осень поступило 644 дела, из них 107 были прекращены (75 дел - объявлением устного замечания), 187 возвращены инициатору, а 117 человек привлечены к ответственности. Остальные дела пока рассматриваются" <36>. Однако, как отмечают сами потребители, "попытка исполнить законодательство нередко спотыкается о технические проблемы сайта Госуслуги и задержку в получении результата теста" <37>. Впрочем, данная проблема является общей, несмотря на быстрые темпы цифровизации.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.02.2021 N АКПИ20-837
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 "Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт...", утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 N 1073>Гражданка М.Е. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 4, 422, 450 - 453, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 10, 10.1, 11.8, 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статье 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктам 1 - 5 Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 461, создают правовую неопределенность, нарушают права и законные интересы потребителей туристских услуг, поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта должно распространяться только на туроператоров, соответствующих требованиям, изложенным в пункте 4 Положения.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 "Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт...", утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 N 1073>Гражданка М.Е. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 4, 422, 450 - 453, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 10, 10.1, 11.8, 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статье 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктам 1 - 5 Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 461, создают правовую неопределенность, нарушают права и законные интересы потребителей туристских услуг, поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта должно распространяться только на туроператоров, соответствующих требованиям, изложенным в пункте 4 Положения.
Вопрос: Вправе ли гражданин обратиться в суд по месту своего жительства (пребывания) по спору, вытекающему из договора чартерной воздушной авиаперевозки, оказанной в рамках реализации туристского продукта?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Поскольку отношения в рамках реализации гражданину туристского продукта, в том числе услуг по перевозке пассажира, подпадают под действие законодательства о защите прав потребителя, исковые заявления с требованиями к перевозчикам, осуществлявшим перевозку пассажира в рамках договора на предоставление туристических услуг, предъявляются в суд по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей (абз. 2 п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 N 170-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беляева Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", п. 22 Постановления Пленума ВС РФ N 17).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Поскольку отношения в рамках реализации гражданину туристского продукта, в том числе услуг по перевозке пассажира, подпадают под действие законодательства о защите прав потребителя, исковые заявления с требованиями к перевозчикам, осуществлявшим перевозку пассажира в рамках договора на предоставление туристических услуг, предъявляются в суд по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей (абз. 2 п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 N 170-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беляева Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", п. 22 Постановления Пленума ВС РФ N 17).
Статья: Спор о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Помимо Закона о защите прав потребителей, при составлении искового заявления и определении исковых требований следует руководствоваться положениями специальных законов, регулирующих сферу оказания определенного вида услуг, например, Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Такой вывод следует из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17. В нем разъяснено, что, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 20.12.2019 по делу N 33-52154/2019, от 28.01.2019 по делу N 33-3715/2019).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Помимо Закона о защите прав потребителей, при составлении искового заявления и определении исковых требований следует руководствоваться положениями специальных законов, регулирующих сферу оказания определенного вида услуг, например, Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Такой вывод следует из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17. В нем разъяснено, что, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 20.12.2019 по делу N 33-52154/2019, от 28.01.2019 по делу N 33-3715/2019).
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В случае если при решении вопроса о принятии иска к производству суда будет установлено, что заявителем не соблюден обязательный претензионный порядок по спорам с потребителями туристских услуг, то суд возвращает исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. В случае если это нарушение будет установлено после принятия иска к производству, то суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании ст. 222 ГПК РФ. В связи с этим потребителю услуг необходимо составить письменную претензию о расторжении договора о реализации некачественного туристского продукта и направить ее в течение 20 дней с даты окончания действия договора. Туроператор обязан рассмотреть ее в течение 10 дней с даты получения претензии и направить письменный ответ.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В случае если при решении вопроса о принятии иска к производству суда будет установлено, что заявителем не соблюден обязательный претензионный порядок по спорам с потребителями туристских услуг, то суд возвращает исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. В случае если это нарушение будет установлено после принятия иска к производству, то суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании ст. 222 ГПК РФ. В связи с этим потребителю услуг необходимо составить письменную претензию о расторжении договора о реализации некачественного туристского продукта и направить ее в течение 20 дней с даты окончания действия договора. Туроператор обязан рассмотреть ее в течение 10 дней с даты получения претензии и направить письменный ответ.
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Авиабилеты компании Onur Air приобретались в рамках реализации туристического продукта. Поэтому районному суду поставлено в упрек и то, что им не приняты во внимание разъяснения абз. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". Согласно этим разъяснениям суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Авиабилеты компании Onur Air приобретались в рамках реализации туристического продукта. Поэтому районному суду поставлено в упрек и то, что им не приняты во внимание разъяснения абз. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". Согласно этим разъяснениям суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 разъяснено следующее. Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 разъяснено следующее. Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
Ситуация: В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по искам о защите прав потребителей не требуется, в том числе если такая обязанность установлена договором с потребителем. Однако в некоторых случаях для обращения в суд необходимо соблюсти порядок досудебного урегулирования возникшего спора (например, спора по недостаткам туристского продукта, по качеству услуг связи). В таких случаях подать исковое заявление можно только после отказа продавца (изготовителя, исполнителя) добровольно удовлетворить требования потребителя или при отсутствии ответа на претензию потребителя (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ; ч. 8 ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ; ч. 4, 9 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; п. п. 3, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по искам о защите прав потребителей не требуется, в том числе если такая обязанность установлена договором с потребителем. Однако в некоторых случаях для обращения в суд необходимо соблюсти порядок досудебного урегулирования возникшего спора (например, спора по недостаткам туристского продукта, по качеству услуг связи). В таких случаях подать исковое заявление можно только после отказа продавца (изготовителя, исполнителя) добровольно удовлетворить требования потребителя или при отсутствии ответа на претензию потребителя (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ; ч. 8 ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ; ч. 4, 9 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; п. п. 3, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В рассмотренном выше деле суд, как и в предыдущем деле, признал пандемию общеизвестным фактом, освободил истца от доказывания наличия новой коронавирусной инфекции и ее влияния на существующий гражданский оборот. На истца справедливо не было возложено бремя доказывания того факта, что новая коронавирусная инфекция действительно представляет угрозу для безопасности туристов и делает невозможным реализацию туристического продукта, что способствовало процессуальной экономии и упрощению процесса защиты права потребителя туристских услуг.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В рассмотренном выше деле суд, как и в предыдущем деле, признал пандемию общеизвестным фактом, освободил истца от доказывания наличия новой коронавирусной инфекции и ее влияния на существующий гражданский оборот. На истца справедливо не было возложено бремя доказывания того факта, что новая коронавирусная инфекция действительно представляет угрозу для безопасности туристов и делает невозможным реализацию туристического продукта, что способствовало процессуальной экономии и упрощению процесса защиты права потребителя туристских услуг.
Вопрос: Соблюдены ли правила подсудности, если иск пассажира к перевозчику предъявлен по месту жительства пассажира с применением норм о защите прав потребителей?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.