Инструкция о порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.12.1 "Медицинское освидетельствование на состояние опьянения" КоАП РФ"Как следует из материалов дела при квалификации мировым судьей действий ФИО1 по части 1 статьи 6.9 КоАП РФ последнему вменено невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что он употребил наркотические средства или психотропные вещества либо новые потенциально опасные психоактивные вещества без назначения врача. ФИО1 направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в порядке, предусмотренном положениями статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 37, которыми участие понятых либо применение видеозаписи при направлении лиц, совершивших административные правонарушения, на данную процедуру не предусмотрено, однако, от прохождения медицинского освидетельствования отказался при отсутствии к этому объективных причин."
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2024 N 16-5083/2024 (УИД 59MS0089-01-2024-000717-09)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Удовлетворено.Так, в решении судьи районного суда приведены ссылки на положения Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475, которые на момент совершения административного правонарушения утратили силу, а также на положения Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н, поскольку в настоящем случае медицинское освидетельствование на состояние опьянения не проводилось.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Удовлетворено.Так, в решении судьи районного суда приведены ссылки на положения Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475, которые на момент совершения административного правонарушения утратили силу, а также на положения Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н, поскольку в настоящем случае медицинское освидетельствование на состояние опьянения не проводилось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О направлении работодателем запроса о предоставлении медицинского заключения о возможном нахождении пострадавшего в состоянии опьянения в рамках расследования несчастного случая на производстве.
(Письмо Минтруда России от 04.03.2025 N 15-3/ООГ-447)Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 Положения), а также принимает порядок выдачи медицинскими организациями медицинских заключений, справок на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (пункт 5.2.22 Положения), порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (пункт 5.2.73 Положения), нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности (пункт 5.2.208 Положения).
(Письмо Минтруда России от 04.03.2025 N 15-3/ООГ-447)Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 Положения), а также принимает порядок выдачи медицинскими организациями медицинских заключений, справок на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (пункт 5.2.22 Положения), порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (пункт 5.2.73 Положения), нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности (пункт 5.2.208 Положения).
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отстранить работника от работыОтметим: даже если работник (его законный представитель) согласился на медицинское освидетельствование, он вправе отказаться от процедуры как непосредственно перед началом, так и в ходе ее проведения. Это подтверждается положениями ч. 3 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, пп. 1 - 3 п. 33 Порядка медосвидетельствования на состояние опьянения, утвержденного Приказом Минздрава России от 29.04.2025 N 262н.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Основания и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения урегулированы положениями ст. 27.12 КоАП РФ, п. 6 которой предусматривает, что медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Основания и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения урегулированы положениями ст. 27.12 КоАП РФ, п. 6 которой предусматривает, что медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья: Подтверждение состояния опьянения у работника
(Маслова А., Залюбовский К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 11)Выявление факта появления работника на рабочем месте в состоянии опьянения основывается на некоторых внешних проявлениях. В п. 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н) <3> к критериям, при наличии хотя бы одного из которых можно полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, относятся:
(Маслова А., Залюбовский К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 11)Выявление факта появления работника на рабочем месте в состоянии опьянения основывается на некоторых внешних проявлениях. В п. 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н) <3> к критериям, при наличии хотя бы одного из которых можно полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, относятся:
Статья: О возможности привлечения водителей транспортных средств, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)При этом стоит согласиться с мнением авторов, утверждающих, что более перспективным при наличии признаков наркотического опьянения является применение медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 44 Закона о наркотиках <11>. Ввиду этого административный регламент, регулирующий деятельность по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения <12>, должен дополниться положением о возможности проведения медицинского освидетельствования на основании и в порядке ст. 44 Закона о наркотиках.
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)При этом стоит согласиться с мнением авторов, утверждающих, что более перспективным при наличии признаков наркотического опьянения является применение медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 44 Закона о наркотиках <11>. Ввиду этого административный регламент, регулирующий деятельность по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения <12>, должен дополниться положением о возможности проведения медицинского освидетельствования на основании и в порядке ст. 44 Закона о наркотиках.
Статья: Об опыте практической реализации института экспертизы при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9, частями 2, 3 статьи 20.20 КоАП России
(Кохан Р.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Действительно, порядок медицинского освидетельствования, проводимого на основании Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в соответствии с ч. 5 ст. 44 данного Закона, а также ст. 5.2.57(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации <4>, должен устанавливаться Минздравом России по согласованию с МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России. В настоящее время такой нормативный акт отсутствует <5>. Нормативно определенным является лишь порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (утвержденный Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н), принятие которого в соответствии с ч. 6 ст. 27.12.1 КоАП РФ и в соответствии со ст. 5.2.73 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации входит в исключительную компетенцию Минздрава РФ. Положения утвержденного порядка, как отмечалось, не позволяют решить ряд задач, стоящих перед медицинским освидетельствованием, и обеспечивать регулирование общественных отношений в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
(Кохан Р.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Действительно, порядок медицинского освидетельствования, проводимого на основании Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в соответствии с ч. 5 ст. 44 данного Закона, а также ст. 5.2.57(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации <4>, должен устанавливаться Минздравом России по согласованию с МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России. В настоящее время такой нормативный акт отсутствует <5>. Нормативно определенным является лишь порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (утвержденный Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н), принятие которого в соответствии с ч. 6 ст. 27.12.1 КоАП РФ и в соответствии со ст. 5.2.73 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации входит в исключительную компетенцию Минздрава РФ. Положения утвержденного порядка, как отмечалось, не позволяют решить ряд задач, стоящих перед медицинским освидетельствованием, и обеспечивать регулирование общественных отношений в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
Статья: Особенности применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в области дорожного движения
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<9> Приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) // СПС "КонсультантПлюс".
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<9> Приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (ред. от 25.03.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (ред. от 25.03.2019) // СПС "КонсультантПлюс".