- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде
Уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде
Подборка наиболее важных документов по запросу Уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 12.8 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)17. В каких случаях наступает уголовная ответственность за вождение в состоянии опьянения?
(КонсультантПлюс, 2025)17. В каких случаях наступает уголовная ответственность за вождение в состоянии опьянения?
Статья: Казнить нельзя и помиловать тоже
(Шмарко И.К.)
("Закон", 2021, N 11)Правительство в лице вице-премьера Марата Хуснуллина выступило с предложением ужесточить ответственность за "пьяное вождение", а именно установить уголовную ответственность за сам факт нахождения за рулем в нетрезвом состоянии <1>. Однако предлагается каким-то образом учитывать "степень опьянения". Причем дозволенная степень еще не объявлена и можно лишь догадываться, что не всякий выпивший будет считаться нетрезвым, а только выпивший "через меру".
(Шмарко И.К.)
("Закон", 2021, N 11)Правительство в лице вице-премьера Марата Хуснуллина выступило с предложением ужесточить ответственность за "пьяное вождение", а именно установить уголовную ответственность за сам факт нахождения за рулем в нетрезвом состоянии <1>. Однако предлагается каким-то образом учитывать "степень опьянения". Причем дозволенная степень еще не объявлена и можно лишь догадываться, что не всякий выпивший будет считаться нетрезвым, а только выпивший "через меру".
Статья: Управление транспортным средством как признак преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ
(Питецкий В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)<17> Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Научно-практическое пособие / Под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2011. С. 98.
(Питецкий В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)<17> Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Научно-практическое пособие / Под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2011. С. 98.
Статья: Проблемные аспекты обязательного медицинского освидетельствования для установления наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний, связанных с употреблением психоактивных веществ, к управлению транспортным средством
(Шпорт С.В., Клименко Т.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)На федеральном уровне важно решить вопрос о передаче в медицинские организации по профилю "психиатрия-наркология" информации из органов МВД России о лицах, которые привлекаются к уголовной и (или) к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии опьянения ПАВ и правонарушений в сфере незаконного оборота алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ для проведения профилактических и лечебных мероприятий с гражданами.
(Шпорт С.В., Клименко Т.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)На федеральном уровне важно решить вопрос о передаче в медицинские организации по профилю "психиатрия-наркология" информации из органов МВД России о лицах, которые привлекаются к уголовной и (или) к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии опьянения ПАВ и правонарушений в сфере незаконного оборота алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ для проведения профилактических и лечебных мероприятий с гражданами.
Статья: Об оценке состояния опьянения военнослужащего, совершившего административное правонарушение (по материалам военно-судебной практики)
(Сотникова В.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Одним из распространенных административных правонарушений, за которое военнослужащий привлекается к ответственности в зависимости от своего правового положения, является вождение автомобиля в состоянии опьянения. Однако последствия, которые могут стать итогом употребления военнослужащим спиртных напитков за рулем, нередко приводят к привлечению военнослужащего к дисциплинарной <2> (в том числе и увольнение с военной службы), материальной <3> или уголовной <4> ответственности.
(Сотникова В.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Одним из распространенных административных правонарушений, за которое военнослужащий привлекается к ответственности в зависимости от своего правового положения, является вождение автомобиля в состоянии опьянения. Однако последствия, которые могут стать итогом употребления военнослужащим спиртных напитков за рулем, нередко приводят к привлечению военнослужащего к дисциплинарной <2> (в том числе и увольнение с военной службы), материальной <3> или уголовной <4> ответственности.
Статья: Мотивы и детерминанты криминализации и декриминализации в России и Китае
(Литовченко Т.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Чжан Вэйке рассуждает о мотивах криминализации. Автор классифицирует их на три группы: политические мотивы, социальные мотивы и нормативные мотивы <5>. Политические мотивы он обосновывает как необходимость поддержания национальной безопасности и политической стабильности, являющихся фундаментальной гарантией социального развития общества. Кроме того, правовая система КНР характеризуется влиянием Коммунистической партии Китая <6>, которая, в свою очередь, проводит политику по обеспечению общественной безопасности (в том числе антитеррористической), поддержке жизнедеятельности населения и защите экологической среды. Социальные мотивы, по мнению автора, связаны с развитием и трансформацией общества, которые влекут и законодательные изменения в уголовном праве. При этом ученый выделяет два уровня социальных мотивов: формальный и содержательный. Формальный уровень социальных мотивов означает реакцию государства на вносимые изменения в перечень преступных деяний в результате требований общества (общественный резонанс). Примерами могут служить криминализация в КНР опасного вождения, отказ в выплате заработной платы, вождение в нетрезвом виде, бросание предметов с высоты и др., вызванные обсуждениями в обществе с требованиями установления уголовной ответственности за указанные деяния. Содержательные социальные мотивы обусловлены ожиданиями населения в отношении социальной стабильности. Законодателю необходимо реагировать на общественные настроения, стабилизировав их в том числе поправками в уголовное законодательство, ослабив социальные конфликты. Нормативные мотивы криминализации исходят из необходимости координации и унификации норм права. Пересмотр уголовного законодательства не может осуществляться изолированно от других отраслей права, а должен учитывать общие потребности правовой нормативной системы. В качестве примера автор приводит пересмотр в 2019 г. действующего Закона "О контроле над наркотиками" <7>, в ходе которого изменены административные стандарты идентификации поддельных лекарств, что привело к отсутствию уголовно-правовой оценки продажи неразрешенных импортных лекарств, в том числе содержащих наркотические средства. Данное обстоятельство обусловило криминализацию нового преступления - "Незаконное производство, сбыт, импорт, декларирование лекарственных средств" (ст. 142.1 УК КНР <8>).
(Литовченко Т.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Чжан Вэйке рассуждает о мотивах криминализации. Автор классифицирует их на три группы: политические мотивы, социальные мотивы и нормативные мотивы <5>. Политические мотивы он обосновывает как необходимость поддержания национальной безопасности и политической стабильности, являющихся фундаментальной гарантией социального развития общества. Кроме того, правовая система КНР характеризуется влиянием Коммунистической партии Китая <6>, которая, в свою очередь, проводит политику по обеспечению общественной безопасности (в том числе антитеррористической), поддержке жизнедеятельности населения и защите экологической среды. Социальные мотивы, по мнению автора, связаны с развитием и трансформацией общества, которые влекут и законодательные изменения в уголовном праве. При этом ученый выделяет два уровня социальных мотивов: формальный и содержательный. Формальный уровень социальных мотивов означает реакцию государства на вносимые изменения в перечень преступных деяний в результате требований общества (общественный резонанс). Примерами могут служить криминализация в КНР опасного вождения, отказ в выплате заработной платы, вождение в нетрезвом виде, бросание предметов с высоты и др., вызванные обсуждениями в обществе с требованиями установления уголовной ответственности за указанные деяния. Содержательные социальные мотивы обусловлены ожиданиями населения в отношении социальной стабильности. Законодателю необходимо реагировать на общественные настроения, стабилизировав их в том числе поправками в уголовное законодательство, ослабив социальные конфликты. Нормативные мотивы криминализации исходят из необходимости координации и унификации норм права. Пересмотр уголовного законодательства не может осуществляться изолированно от других отраслей права, а должен учитывать общие потребности правовой нормативной системы. В качестве примера автор приводит пересмотр в 2019 г. действующего Закона "О контроле над наркотиками" <7>, в ходе которого изменены административные стандарты идентификации поддельных лекарств, что привело к отсутствию уголовно-правовой оценки продажи неразрешенных импортных лекарств, в том числе содержащих наркотические средства. Данное обстоятельство обусловило криминализацию нового преступления - "Незаконное производство, сбыт, импорт, декларирование лекарственных средств" (ст. 142.1 УК КНР <8>).
Ситуация: Что грозит за вождение в состоянии опьянения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Что грозит за вождение в состоянии опьянения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Что грозит за вождение в состоянии опьянения?
Статья: Обязательство о явке: мера принуждения или мера без принуждения?
(Калачева А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)Конечно, иногда прокуроры и суды занимают не столь принципиальные позиции и охотнее соглашаются с доводами органов дознания об избрании в отношении подозреваемых мер пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста либо заключения под стражу. Один из таких случаев - уголовное дело, возбужденное в порядке административной преюдиции отделом дознания ОМВД России по Великоустюгскому району Вологодской области по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, в отношении Т., ранее уже привлекавшегося к ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде, а затем вновь задержанного сотрудниками Госавтоинспекции на 375-м км федеральной автодороги А-123 за управление автомобилем "Тойота-Камри" в состоянии алкогольного опьянения. В силу сложившейся по таким уголовным делам практики с подозреваемого - жителя Великого Устюга - было получено письменное обязательство о явке, после чего он был отпущен домой. Однако спустя еще три дня он вновь, т.е. уже в третий раз, был застигнут при совершении аналогичного деяния примерно в том же самом месте тем же самым патрулем Госавтоинспекции. При подобных обстоятельствах, принимая во внимание исключительность и даже некоторую курьезность сложившейся ситуации, прокурор района, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, сам указал дознавателю на необходимость избрания в отношении Т. меры пресечения в виде запрета определенных действий, а затем добился удовлетворения соответствующего ходатайства в судебном заседании. В правоприменительной практике органов дознания, в частности органов внутренних дел Вологодской области, можно встретить и другие подобные случаи. Однако их "удельный вес" в общей массе уголовных дел, связанных с получением обязательства о явке, ничтожно мал. Ввиду хорошо заметных в приведенном примере специфических обстоятельств они как раз и являются теми самыми исключениями, которые лишь подтверждают правило, а точнее, закономерность, предполагающую отсутствие должных гарантий выполнения участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных заверений и, как следствие, весьма низкую эффективность данного правоограничительного механизма.
(Калачева А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)Конечно, иногда прокуроры и суды занимают не столь принципиальные позиции и охотнее соглашаются с доводами органов дознания об избрании в отношении подозреваемых мер пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста либо заключения под стражу. Один из таких случаев - уголовное дело, возбужденное в порядке административной преюдиции отделом дознания ОМВД России по Великоустюгскому району Вологодской области по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, в отношении Т., ранее уже привлекавшегося к ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде, а затем вновь задержанного сотрудниками Госавтоинспекции на 375-м км федеральной автодороги А-123 за управление автомобилем "Тойота-Камри" в состоянии алкогольного опьянения. В силу сложившейся по таким уголовным делам практики с подозреваемого - жителя Великого Устюга - было получено письменное обязательство о явке, после чего он был отпущен домой. Однако спустя еще три дня он вновь, т.е. уже в третий раз, был застигнут при совершении аналогичного деяния примерно в том же самом месте тем же самым патрулем Госавтоинспекции. При подобных обстоятельствах, принимая во внимание исключительность и даже некоторую курьезность сложившейся ситуации, прокурор района, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, сам указал дознавателю на необходимость избрания в отношении Т. меры пресечения в виде запрета определенных действий, а затем добился удовлетворения соответствующего ходатайства в судебном заседании. В правоприменительной практике органов дознания, в частности органов внутренних дел Вологодской области, можно встретить и другие подобные случаи. Однако их "удельный вес" в общей массе уголовных дел, связанных с получением обязательства о явке, ничтожно мал. Ввиду хорошо заметных в приведенном примере специфических обстоятельств они как раз и являются теми самыми исключениями, которые лишь подтверждают правило, а точнее, закономерность, предполагающую отсутствие должных гарантий выполнения участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных заверений и, как следствие, весьма низкую эффективность данного правоограничительного механизма.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В результате два человека были незаконно привлечены к исправительным и обязательным работам по делам о побоях и уклонении от алиментов, еще четверо - к административным штрафам по делам о вождении в нетрезвом виде. Однако вышестоящий суд все эти решения отменил из-за отсутствия доказательств <162>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В результате два человека были незаконно привлечены к исправительным и обязательным работам по делам о побоях и уклонении от алиментов, еще четверо - к административным штрафам по делам о вождении в нетрезвом виде. Однако вышестоящий суд все эти решения отменил из-за отсутствия доказательств <162>.