Ходатайство о восстановлении пропущенного срока по административному делу
Подборка наиболее важных документов по запросу Ходатайство о восстановлении пропущенного срока по административному делу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30.2 "Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Подача жалобы на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, с пропуском срока обжалования при отсутствии ходатайства о его восстановлении является препятствием к ее принятию к рассмотрению в вышестоящем суде и разрешению по существу в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 3 "Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения" Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"...Заявленное представителем административного истца ходатайство о восстановлении пропущенного срока, исчисленного с даты вступления в законную силу судебного акта о распределении судебных расходов, правового значения для настоящего дела не имеет, поскольку, как было указано выше, срок для обращения с заявлением в суд о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок следует исчислять с даты вступления в законную силу судебного акта, которым дело разрешено по существу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- нарушение судом первой инстанции пятидневного срока рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока по делу об оспаривании постановления о назначении административного наказания не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в связи с тем, что рассмотрение судом ходатайства за пределами пятидневного срока не привело к принятию неправильного решения и не могло повлиять на объективность оценки уважительности причин пропуска процессуального срока <33>.
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- нарушение судом первой инстанции пятидневного срока рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока по делу об оспаривании постановления о назначении административного наказания не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в связи с тем, что рассмотрение судом ходатайства за пределами пятидневного срока не привело к принятию неправильного решения и не могло повлиять на объективность оценки уважительности причин пропуска процессуального срока <33>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Конфликты, возникающие в связи с вынесением вышеперечисленных решений, не названы в законе как конфликты первой группы. Более того, закон не закрепляет даже право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, и иных заинтересованных лиц на судебный порядок их разрешения. Это право конституируется судебной практикой по инициативе Верховного Суда РФ, ориентирующего на необходимость соблюдения общих начал судопроизводства, его непрерывность, достижение конечной цели и реализацию принципа доступа к правосудию. Указанная правовая позиция Верховного Суда РФ сформулирована в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 г. N 5 (в ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <1> применительно к вопросу об обжаловании и опротестовании определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол (п. 4), а также определения об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении (п. 31). Однако данные положения отражают общий подход к проблеме, с точки зрения которого может быть сделан вывод о допустимости судебной проверки и трех других вышеупомянутых решений процессуального характера.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Конфликты, возникающие в связи с вынесением вышеперечисленных решений, не названы в законе как конфликты первой группы. Более того, закон не закрепляет даже право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, и иных заинтересованных лиц на судебный порядок их разрешения. Это право конституируется судебной практикой по инициативе Верховного Суда РФ, ориентирующего на необходимость соблюдения общих начал судопроизводства, его непрерывность, достижение конечной цели и реализацию принципа доступа к правосудию. Указанная правовая позиция Верховного Суда РФ сформулирована в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 г. N 5 (в ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <1> применительно к вопросу об обжаловании и опротестовании определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол (п. 4), а также определения об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении (п. 31). Однако данные положения отражают общий подход к проблеме, с точки зрения которого может быть сделан вывод о допустимости судебной проверки и трех других вышеупомянутых решений процессуального характера.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Учитывая, что иных требований к оформлению ходатайств по делам об административных правонарушениях, помимо предусмотренных в части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Учитывая, что иных требований к оформлению ходатайств по делам об административных правонарушениях, помимо предусмотренных в части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, КАС РФ предусматривает возможность обжалования, а, соответственно, и обязанность суда (судьи) вынести определение в виде отдельного судебного акта при разрешении следующих процессуальных вопросов: об отказе в принятии административного иска к производству (ч. 4 ст. 128 КАС РФ), о возврате административного искового заявления (ч. 4 ст. 129 КАС РФ), об оставлении административного иска без движения (ч. 3 ст. 130 КАС РФ), о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1 ст. 90 КАС РФ), о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении (ч. 4 ст. 95 КАС РФ), распределении судебных расходов (ст. 115 КАС РФ), об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении административных дел в одно производство или о выделении заявленных требований в отдельное производство (ч. 5 ст. 136 КАС РФ) и др.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, КАС РФ предусматривает возможность обжалования, а, соответственно, и обязанность суда (судьи) вынести определение в виде отдельного судебного акта при разрешении следующих процессуальных вопросов: об отказе в принятии административного иска к производству (ч. 4 ст. 128 КАС РФ), о возврате административного искового заявления (ч. 4 ст. 129 КАС РФ), об оставлении административного иска без движения (ч. 3 ст. 130 КАС РФ), о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1 ст. 90 КАС РФ), о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении (ч. 4 ст. 95 КАС РФ), распределении судебных расходов (ст. 115 КАС РФ), об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении административных дел в одно производство или о выделении заявленных требований в отдельное производство (ч. 5 ст. 136 КАС РФ) и др.
Статья: Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в электронной форме: вопросы теории и правоприменительной практики
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Определяя процессуальные сроки в рамках стадии пересмотра дела об административном правонарушении, С.Д. Хазанов констатирует, что установление общих временных рамок невозможно в силу объективных причин <9>. По его мнению, сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу могут быть дифференцированы в зависимости от действий лица, обращающегося с жалобой, либо органа, должностного лица, уполномоченного ее рассматривать. Указанное положение можно проиллюстрировать тем, что ходатайство лица, обращающегося с жалобой, о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, с одной стороны, может быть удовлетворено органом, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, а с другой - может быть им отклонено (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ). Таким образом, общий процессуальный срок обжалования постановления по делу удлиняется либо сокращается уполномоченным субъектом.
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Определяя процессуальные сроки в рамках стадии пересмотра дела об административном правонарушении, С.Д. Хазанов констатирует, что установление общих временных рамок невозможно в силу объективных причин <9>. По его мнению, сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу могут быть дифференцированы в зависимости от действий лица, обращающегося с жалобой, либо органа, должностного лица, уполномоченного ее рассматривать. Указанное положение можно проиллюстрировать тем, что ходатайство лица, обращающегося с жалобой, о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, с одной стороны, может быть удовлетворено органом, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, а с другой - может быть им отклонено (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ). Таким образом, общий процессуальный срок обжалования постановления по делу удлиняется либо сокращается уполномоченным субъектом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) если срок пропущен и административным истцом не заявлено ходатайство о его восстановлении, то административное исковое заявление подлежит возвращению (процессуально-правовые последствия, процесс в данном случае не может быть начат, дело не подлежит рассмотрению и разрешению по существу);
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) если срок пропущен и административным истцом не заявлено ходатайство о его восстановлении, то административное исковое заявление подлежит возвращению (процессуально-правовые последствия, процесс в данном случае не может быть начат, дело не подлежит рассмотрению и разрешению по существу);
Готовое решение: Как обжаловать решения и действия должностных лиц Роскомнадзора в ходе контрольных (надзорных) мероприятий в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы пропустили срок обжалования, то это не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Суд будет выяснять причины пропуска срока обращения в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока суд оценит независимо от того, заявлялось ли вами отдельное ходатайство о восстановлении срока. Если же срок пропущен без уважительной причины, суд откажет в удовлетворении административного искового заявления (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы пропустили срок обжалования, то это не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Суд будет выяснять причины пропуска срока обращения в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока суд оценит независимо от того, заявлялось ли вами отдельное ходатайство о восстановлении срока. Если же срок пропущен без уважительной причины, суд откажет в удовлетворении административного искового заявления (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
Ситуация: Что грозит водителю, не пропустившему пешехода?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Если указанный срок пропущен, можно подать ходатайство о его восстановлении (ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ; п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Если указанный срок пропущен, можно подать ходатайство о его восстановлении (ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ; п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Ситуация: Возможно ли вернуть водительские права до истечения срока лишения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления. Если срок пропущен, то по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен (ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления. Если срок пропущен, то по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен (ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанное положение согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определение от 18.11.2004 N 367-О, Постановление от 17.03.2010 N 6-П).
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанное положение согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определение от 18.11.2004 N 367-О, Постановление от 17.03.2010 N 6-П).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о компенсации может быть восстановлен при наличии ходатайства об этом лица, подающего заявление о компенсации (п. 1 ч. 5, ч. 6, 7.1, 7.2, 7.3, 8 комментируемой статьи 3, ч. 2, 4, 5 - 8 ст. 250, ч. 2 ст. 257 КАС РФ, абз. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 222.1 АПК РФ). Ходатайство о восстановлении пропущенного срока рассматривается в арбитражном суде, уполномоченном рассматривать заявление о компенсации, судьей этого суда единолично по правилам, установленным ст. 117 АПК РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 222.6 АПК РФ отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока является основанием для возвращения заявления о компенсации. В соответствии с ч. 2 ст. 257 КАС РФ ходатайство о восстановлении пропущенного срока рассматривается в предварительном судебном заседании. При установлении факта пропуска срока подачи административного искового заявления о присуждении компенсации без уважительных причин суд принимает решение об отказе в его удовлетворении без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (п. 29);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о компенсации может быть восстановлен при наличии ходатайства об этом лица, подающего заявление о компенсации (п. 1 ч. 5, ч. 6, 7.1, 7.2, 7.3, 8 комментируемой статьи 3, ч. 2, 4, 5 - 8 ст. 250, ч. 2 ст. 257 КАС РФ, абз. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 222.1 АПК РФ). Ходатайство о восстановлении пропущенного срока рассматривается в арбитражном суде, уполномоченном рассматривать заявление о компенсации, судьей этого суда единолично по правилам, установленным ст. 117 АПК РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 222.6 АПК РФ отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока является основанием для возвращения заявления о компенсации. В соответствии с ч. 2 ст. 257 КАС РФ ходатайство о восстановлении пропущенного срока рассматривается в предварительном судебном заседании. При установлении факта пропуска срока подачи административного искового заявления о присуждении компенсации без уважительных причин суд принимает решение об отказе в его удовлетворении без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (п. 29);