Договор управления многоквартирным домом публичный
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор управления многоквартирным домом публичный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2023 по делу N 88-25272/2023 (УИД 23RS0031-01-2020-002801-18)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец указывает на неисполнение ответчиком услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, которые были оплачены истцом в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что судами был сделан ошибочный вывод о том, что наличие неосновательного обогащения и его размер могут быть установлены на основании отчетов управляющих компаний о выполнении договора управления многоквартирным домом, публичную достоверность которых можно считать подтвержденной и о том, что на собственнике лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу в порядке п. 6 Правил N 491, а уполномоченное лицо обязано произвести перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг суд кассационной инстанции признает не состоятельными, направленными на иную оценку доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при вынесении решений.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец указывает на неисполнение ответчиком услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, которые были оплачены истцом в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что судами был сделан ошибочный вывод о том, что наличие неосновательного обогащения и его размер могут быть установлены на основании отчетов управляющих компаний о выполнении договора управления многоквартирным домом, публичную достоверность которых можно считать подтвержденной и о том, что на собственнике лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу в порядке п. 6 Правил N 491, а уполномоченное лицо обязано произвести перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг суд кассационной инстанции признает не состоятельными, направленными на иную оценку доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при вынесении решений.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из смысла положений статей 161 - 163 ЖК РФ, отнесение доли более 50% в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме к собственности публично-правовых образований свидетельствует о невозможности для других собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно определить способ управления, с одной стороны, и об обязанности органа местного самоуправления разрешить вопрос об управлении жилым домом без учета мнения собственников помещений в таком многоквартирном доме, с другой стороны.
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из смысла положений статей 161 - 163 ЖК РФ, отнесение доли более 50% в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме к собственности публично-правовых образований свидетельствует о невозможности для других собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно определить способ управления, с одной стороны, и об обязанности органа местного самоуправления разрешить вопрос об управлении жилым домом без учета мнения собственников помещений в таком многоквартирном доме, с другой стороны.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Суды отмечают, что договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, поскольку он не соответствует требованиям ст. 426 ГК РФ: в связи с отличием технического состояния и заказываемых собственниками помещений услуг и работ в различных многоквартирных домах не может быть одинаковой цены договора <64>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Суды отмечают, что договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, поскольку он не соответствует требованиям ст. 426 ГК РФ: в связи с отличием технического состояния и заказываемых собственниками помещений услуг и работ в различных многоквартирных домах не может быть одинаковой цены договора <64>.
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Несмотря на то что Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <12> (Правила управления МКД) установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, которые обязательны для УО, действующих на основании ДУ, эти Правила управления МКД нельзя считать предусмотренными п. 4 ст. 426 ГК РФ, изданными Правительством РФ "правилами, обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)". Правила управления МКД имеют более широкую сферу действия, они регулируют не только вопросы заключения и исполнения ДУ, поскольку они в равной мере распространяют свое действие и на ТСЖ, ЖСК, и на собственников помещений в МКД.
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Несмотря на то что Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <12> (Правила управления МКД) установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, которые обязательны для УО, действующих на основании ДУ, эти Правила управления МКД нельзя считать предусмотренными п. 4 ст. 426 ГК РФ, изданными Правительством РФ "правилами, обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)". Правила управления МКД имеют более широкую сферу действия, они регулируют не только вопросы заключения и исполнения ДУ, поскольку они в равной мере распространяют свое действие и на ТСЖ, ЖСК, и на собственников помещений в МКД.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Общество осуществляет управление несколькими многоквартирным домами (далее - МКД), в которых некоторые помещения находились в собственности публично-правового образования и были переданы гражданам на основании договоров социального найма. Данные помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) электроэнергии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Общество осуществляет управление несколькими многоквартирным домами (далее - МКД), в которых некоторые помещения находились в собственности публично-правового образования и были переданы гражданам на основании договоров социального найма. Данные помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) электроэнергии.
Статья: Правовая природа договоров поручительства и залога в налоговом праве Российской Федерации
(Барыкин М.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)8. Голышев В.Г. О некоторых аспектах договорно-правового регулирования отношений по управлению многоквартирным домом / В.Г. Голышев, А.В. Голышева // Право и экономика. 2022. N 10. С. 11 - 15.
(Барыкин М.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)8. Голышев В.Г. О некоторых аспектах договорно-правового регулирования отношений по управлению многоквартирным домом / В.Г. Голышев, А.В. Голышева // Право и экономика. 2022. N 10. С. 11 - 15.
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)В 2017 году в целях реализации этого инвестиционного проекта был заключен договор аренды земельного участка между публично-правовым образованием в лице Управления муниципальной собственности г. Владивостока (арендодатель) и коммерческой организацией, инвестором (арендатор).
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)В 2017 году в целях реализации этого инвестиционного проекта был заключен договор аренды земельного участка между публично-правовым образованием в лице Управления муниципальной собственности г. Владивостока (арендодатель) и коммерческой организацией, инвестором (арендатор).
Статья: Управление многоквартирным домом: за и против
(Колоколова Е.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Важно отметить, что договор управления МКД не подпадает под действие норм о публичном договоре, так как УО заключает договор, условия которого согласуются с собственниками каждого МКД, с каждым таким домом отдельно.
(Колоколова Е.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Важно отметить, что договор управления МКД не подпадает под действие норм о публичном договоре, так как УО заключает договор, условия которого согласуются с собственниками каждого МКД, с каждым таким домом отдельно.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за май 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются условиями договора управления, при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества возможно исключительно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников дома. В ином случае оно может быть оспорено по правилам недействительности сделок.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются условиями договора управления, при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества возможно исключительно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников дома. В ином случае оно может быть оспорено по правилам недействительности сделок.
Статья: Персональные данные: проблемы теории в судебных иллюстрациях
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)Заявитель считал, что оспариваемое законоположение ограничивает его право на получение квалифицированной юридической помощи, а потому противоречит ст. 48 Конституции Российской Федерации. Однако Конституционный Суд заключил, что управляющая организация, с тем чтобы иметь возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам; при этом высший суд "подсказал", что данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления многоквартирным домом. Соответственно, о нарушении права на юридическую помощь речи нет.
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)Заявитель считал, что оспариваемое законоположение ограничивает его право на получение квалифицированной юридической помощи, а потому противоречит ст. 48 Конституции Российской Федерации. Однако Конституционный Суд заключил, что управляющая организация, с тем чтобы иметь возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам; при этом высший суд "подсказал", что данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления многоквартирным домом. Соответственно, о нарушении права на юридическую помощь речи нет.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Индивидуальный предприниматель В. (далее - Заявитель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" (далее - Общество), осуществляющему управление придомовой территорией многоквартирного дома, о признании договора аренды ничтожным и возврате уплаченных по договору денежных средств.
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Индивидуальный предприниматель В. (далее - Заявитель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" (далее - Общество), осуществляющему управление придомовой территорией многоквартирного дома, о признании договора аренды ничтожным и возврате уплаченных по договору денежных средств.
Статья: Вывеска над нежилым помещением в МКД: конфликт интересов собственников дома и хозяйствующих субъектов
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Поскольку до тех пор, пока договор управления никем не оспорен, его нормы считаются действующими и подлежащими применению при рассмотрении гражданского дела о демонтаже вывески.
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Поскольку до тех пор, пока договор управления никем не оспорен, его нормы считаются действующими и подлежащими применению при рассмотрении гражданского дела о демонтаже вывески.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования цены договора управления многоквартирным домом
(Чучман И.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)4) при утверждении размера платы должно учитываться мнение сторон договора управления многоквартирным домом;
(Чучман И.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)4) при утверждении размера платы должно учитываться мнение сторон договора управления многоквартирным домом;
Статья: Исключение из судебной нагрузки "недостойных дел" за счет внедрения технологий искусственного интеллекта
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Что же касается порядка взыскания задолженности по коммунальным платежам, то в сфере ЖКХ в принципе требуется глобальное реформирование как материальных, так и процессуальных (процедурных) правоотношений. На поверхности лежат такие проблемы, как отсутствие заключенных договоров ресурсоснабжения и управления помещениями в многоквартирном доме (часто при смене управляющей организации она не заключает договор с собственниками помещений, а оказывает свои услуги фактически, уведомив орган публичной власти об основаниях возникновения отношений), фактическое безучетное потребление энергоресурсов, допускаемые управляющими организациями ошибки в начислении платежей и т.п. И сегодня мировые судьи видят в качестве приложения к заявлению о взыскании задолженности, по сути, только расчет кредитора, в котором указываются сведения об объеме оказанных услуг, потребленных ресурсов и применяемых тарифах. Если тарифы установлены нормативно, то данные об объеме оказанных услуг принимаются от взыскателя на веру, зачастую без приложения каких-либо двусторонних актов. Здесь на самом деле нет признания задолженности со стороны должника, есть только презумпция верности расчета взыскателя, который не может быть достоверно проверен. Поскольку приказное производство не способно гарантировать должнику состояние защищенности иначе, чем за счет возможности отмены судебного приказа в упрощенном порядке, то нет никакой ценности в сохранении столь большого объема дел в судебной юрисдикции. Значительно удобнее было бы консолидировать все данные ЖКХ в единой государственной автоматизированной системе и предусмотреть внесудебные процедуры взыскания задолженности, не оплаченной добровольно или не оспоренной в определенный срок.
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Что же касается порядка взыскания задолженности по коммунальным платежам, то в сфере ЖКХ в принципе требуется глобальное реформирование как материальных, так и процессуальных (процедурных) правоотношений. На поверхности лежат такие проблемы, как отсутствие заключенных договоров ресурсоснабжения и управления помещениями в многоквартирном доме (часто при смене управляющей организации она не заключает договор с собственниками помещений, а оказывает свои услуги фактически, уведомив орган публичной власти об основаниях возникновения отношений), фактическое безучетное потребление энергоресурсов, допускаемые управляющими организациями ошибки в начислении платежей и т.п. И сегодня мировые судьи видят в качестве приложения к заявлению о взыскании задолженности, по сути, только расчет кредитора, в котором указываются сведения об объеме оказанных услуг, потребленных ресурсов и применяемых тарифах. Если тарифы установлены нормативно, то данные об объеме оказанных услуг принимаются от взыскателя на веру, зачастую без приложения каких-либо двусторонних актов. Здесь на самом деле нет признания задолженности со стороны должника, есть только презумпция верности расчета взыскателя, который не может быть достоверно проверен. Поскольку приказное производство не способно гарантировать должнику состояние защищенности иначе, чем за счет возможности отмены судебного приказа в упрощенном порядке, то нет никакой ценности в сохранении столь большого объема дел в судебной юрисдикции. Значительно удобнее было бы консолидировать все данные ЖКХ в единой государственной автоматизированной системе и предусмотреть внесудебные процедуры взыскания задолженности, не оплаченной добровольно или не оспоренной в определенный срок.
Статья: О систематизации договоров, регулирующих жилищные отношения
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Констатируя позитивный эффект существования типовых договоров найма жилых помещений в публичных жилищных фондах, следует признать необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации <4> в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями для принятия постановлений, содержащих типовые договоры: коммерческого найма жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности; поднайма в государственных и муниципальных жилых помещениях; обмена жилыми помещениями между нанимателями по договорам социального найма; безвозмездного пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан; передачи жилья в публичную собственность; управления многоквартирным домом.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Констатируя позитивный эффект существования типовых договоров найма жилых помещений в публичных жилищных фондах, следует признать необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации <4> в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями для принятия постановлений, содержащих типовые договоры: коммерческого найма жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности; поднайма в государственных и муниципальных жилых помещениях; обмена жилыми помещениями между нанимателями по договорам социального найма; безвозмездного пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан; передачи жилья в публичную собственность; управления многоквартирным домом.