Бездействие должностных лиц административная ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Бездействие должностных лиц административная ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 208 "Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Суд округа обращает внимание, что часть 4 статьи 208 и часть 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержат нормы об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в арбитражном судопроизводстве."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обжаловать решения ФАС России, принятые в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важным является то, что отмена судом решения антимонопольного органа исключает возможность привлечения заказчика (его должностных лиц) к административной ответственности за действия (бездействие), указанные в отмененном решении. Если они уже привлечены к такой ответственности, то отмена решения - это обстоятельство, позволяющее обратиться в суд за отменой постановления о привлечении к административной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Важным является то, что отмена судом решения антимонопольного органа исключает возможность привлечения заказчика (его должностных лиц) к административной ответственности за действия (бездействие), указанные в отмененном решении. Если они уже привлечены к такой ответственности, то отмена решения - это обстоятельство, позволяющее обратиться в суд за отменой постановления о привлечении к административной ответственности.
Статья: О некоторых проблемах административной ответственности юридических лиц
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)4. Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц организации. Наряду с юридическим лицом к административной ответственности также может быть привлечено должностное лицо организации (например, руководитель организации, главный бухгалтер, инспектор по охране труда, другое уполномоченное лицо).
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)4. Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц организации. Наряду с юридическим лицом к административной ответственности также может быть привлечено должностное лицо организации (например, руководитель организации, главный бухгалтер, инспектор по охране труда, другое уполномоченное лицо).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)4. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)4. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Правовая конструкция ст. 19.6.1 КоАП РФ предусматривает дифференциацию административной ответственности за действие (бездействие) должностного лица, связанное с несоблюдением законодательства о контроле (надзоре), повторно совершенное указанное действие (бездействие), а также за грубое нарушение законодательства о контроле (надзоре). Федеральный закон N 294-ФЗ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением отдельных видов этого контроля (надзора), как выше указано), в качестве последствий проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований, предусматривает отмену ее результатов, так как они не могут являться доказательствами нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Правовая конструкция ст. 19.6.1 КоАП РФ предусматривает дифференциацию административной ответственности за действие (бездействие) должностного лица, связанное с несоблюдением законодательства о контроле (надзоре), повторно совершенное указанное действие (бездействие), а также за грубое нарушение законодательства о контроле (надзоре). Федеральный закон N 294-ФЗ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением отдельных видов этого контроля (надзора), как выше указано), в качестве последствий проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований, предусматривает отмену ее результатов, так как они не могут являться доказательствами нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует отметить, что в целях эффективной защиты конституционно гарантированных прав и свобод, в том числе права граждан на обращение, Верховному Суду Российской Федерации следует дать четкие и понятные разъяснения судам о необходимости детального изучения содержания ответа на предмет его объективности и всесторонности, неиспользования отписок в своих решениях, например, о том, что п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ не предусмотрено обжалование содержания ответа на обращение. Законодателю непосредственно в тексте упомянутого Федерального закона необходимо дать четкие и понятные определения понятиям "объективность" и "всесторонность", четкую и понятную процедуру обжалования действий (бездействия) органов и должностных лиц публичной власти, а также повысить административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан <248>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует отметить, что в целях эффективной защиты конституционно гарантированных прав и свобод, в том числе права граждан на обращение, Верховному Суду Российской Федерации следует дать четкие и понятные разъяснения судам о необходимости детального изучения содержания ответа на предмет его объективности и всесторонности, неиспользования отписок в своих решениях, например, о том, что п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ не предусмотрено обжалование содержания ответа на обращение. Законодателю непосредственно в тексте упомянутого Федерального закона необходимо дать четкие и понятные определения понятиям "объективность" и "всесторонность", четкую и понятную процедуру обжалования действий (бездействия) органов и должностных лиц публичной власти, а также повысить административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан <248>.
Статья: Административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства в условиях развития информационных технологий
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Согласно п. 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 17-П юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности, когда установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, и этот вывод надлежащим образом мотивирован в постановлении по делу об административном правонарушении <10>.
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Согласно п. 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 17-П юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности, когда установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, и этот вывод надлежащим образом мотивирован в постановлении по делу об административном правонарушении <10>.