Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Верховного Суда РФ от 01.02.2023 N 14-АД22-4-К1
Требование: Об отмене актов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ, за неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обстоятельств, которые в силу действующего законодательства об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Вместе с тем 3 ноября 2021 г. судья кассационного суда по результатам рассмотрения жалобы, поданной на решение судьи районного суда в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье, изменил данный акт, исключив из его описательно-мотивировочной части неправильные выводы о нарушении права Гаврилова В.О. на защиту, выразившемся в нерассмотрении должностным лицом ходатайства о привлечении к участию в деле защитника, необходимости возвращения протокола об административном правонарушении на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса для устранения недостатков и признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
Постановление Верховного Суда РФ от 10.03.2023 N 91-АД23-2-К3
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 6.1.1 КоАП РФ, за побои.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях заявителя имеется состав вмененного правонарушения, процедура и срок давности его привлечения к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, предусмотренных частью 1 указанной статьи, при установлении которых судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут его рассматривать, в ходе рассмотрения жалобы, поданной на постановление судьи районного суда и решение судьи областного суда в порядке статей 30.12 - 30.14 названного кодекса, не имелось. Разрешение судьей кассационного суда жалобы, ранее поданной на состоявшиеся по настоящему делу решения, к таким обстоятельствам не относится и о личной, прямой или косвенной заинтересованности судьи в разрешении дела не свидетельствует.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционный принцип разделения государственной власти как правовая основа конструктивной модернизации производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)
Однако КоАП РФ, пришедшего на смену Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, указанные преобразования коснулись не в полной мере. Несмотря на то что практически все виды административных наказаний стали применяться судьями, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях судами, органами и должностными лицами по-прежнему осуществляется по единым правилам, что, по нашему мнению, противоречит некоторым положениям Конституции РФ. Прежде всего принципу разделения властей, являющемуся общепризнанным признаком правового государства. Данный принцип предполагает существование в государстве трех действующих самостоятельно и взаимно сдерживающих друг друга властей: законодательной, исполнительной и судебной, с тем чтобы ни одна из них не стала властью абсолютной.
Статья: Некоторые размышления об административном судопроизводстве в современном праве
(Гречкина О.В., Степанов А.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)
Такой элемент реформы административно-деликтного права позволит обеспечить в том числе и состязательность в рамках производства по делам об административных правонарушениях, поскольку в случае рассмотрения дел об административных правонарушениях в порядке КАС РФ орган или должностное лицо будут поставлены в такое положение, при котором их положение с лицом частного права будет находиться в процессуальном балансе.

Нормативные акты