Базовый стандарт защиты прав заемщиков

Подборка наиболее важных документов по запросу Базовый стандарт защиты прав заемщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: О возврате микрофинансовой организацией заемщику (бывшему заемщику) излишне уплаченных денежных средств по договору потребительского займа.
(Письмо Банка России от 12.12.2023 N 44-13/4816)
- в случае получения микрофинансовой организацией обращения от бывшего заемщика с требованием вернуть сумму переплаты, в котором отсутствуют сведения о реквизитах банковского счета для осуществления перевода микрофинансовой организацией денежных средств бывшему заемщику, либо о месте нахождения бывшего заемщика, в котором микрофинансовая организация должна вернуть ему сумму переплаты наличными, надлежащим выполнением микрофинансовой организацией требований ч. 1 ст. 20 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации, для микрофинансовой организации является направление ответа, подтверждающего сумму переплаты, выражающего готовность осуществить ее возврат и содержащего требование представить сведения о реквизитах банковского счета для перевода на него суммы переплаты, или сообщить сведения о месте своего нахождения для передачи ему суммы переплаты наличными, а также содержащего предложение (если бывшему заемщику это удобно) явиться лично (через представителя) в офис микрофинансовой организации для получения денежных средств в кассе. При этом такое требование (предложение) микрофинансовой организации не является уклонением или отказом в выполнении обязательств по возврату переплаты или отсутствием ответа на обращение заемщика, требующего возврата переплаты;
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при защите прав и законных интересов должника - физического лица в процессе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности
(Святышева А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2019, N 4)
Кроме этого обязательность ответов на любые обращения должника может быть заложена во внутренних стандартах и правилах профессиональных объединений кредиторов или лиц, действующих от их имени и (или) в их интересах. Так, например, в соответствии с Базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации, ответу подлежат все надлежащим образом оформленные обращения получателя финансовой услуги, в качестве которого может выступать заемщик, имеющий просроченное обязательство по возврату суммы займа. В соответствии с Кодексом этики Саморегулируемой организации "Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств" ее члены обязаны рассматривать и направлять ответы на все обращения должников.

Нормативные акты

Информационное письмо Банка России от 09.06.2018 N ИН-06-59/38
"О недобросовестных практиках, имеющих место в деятельности отдельных МФО"
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих МФО, утвержденного Банком России 22.06.2017, применение недобросовестных практик в деятельности МФО не допускается.