Все новости
Сегодня
Минздрав пояснил, что медикам не нужно оформлять медкнижки и проходить гигиеническую подготовку
Сегодня
Самые важные новости для юриста за февраль
Сегодня
Важные новости для бухгалтера за февраль
Сегодня
Самые важные новости для бюджетных организаций за февраль
Сегодня
Налог на прибыль: Минфин считает, что долг исключенного из ЕГРЮЛ лица признают безнадежным
Сегодня
Важные новости для специалиста по кадрам за февраль
Сегодня
Самые интересные новости для специалиста по закупкам за февраль
Сегодня
Важные новости для специалиста организации здравоохранения за февраль
2 марта
Алкоголь в магазинах выборочно проверят на качество
2 марта
Табачное регулирование: правительство утвердило правила госконтроля
2 марта
Подтверждение ставки НДС 0% экспортерами: опубликованы формы реестров
2 марта
Закон о краткосрочных полисах ОСАГО вступил в силу 2 марта
2 марта
ФНС: контрольные соотношения для новой 6-НДФЛ
2 марта
Международные грузоперевозки: резервировать проезд по-прежнему нужно через сайт Росгранстроя
1 марта
Фонд платил пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет уволенному – суд взыскал убытки с организации
1 марта
Больница не смогла оспорить штрафы за нарушения, которые не связаны с качеством медпомощи
1 марта
Декларация по налогу на прибыль: налоговики представили новые коды доходов и расходов
1 марта
Услуги по обороту криптовалют лучше не предлагать — ЦБ РФ дал рекомендацию поднадзорным финкомпаниям
1 марта
Формы обоснований смет для федеральных казенных учреждений: поправки уже на регистрации в Минюсте
1 марта
С 1 марта 2024 года запрещен экспорт бензина, но с 22 марта разрешен вывоз дизеля
1 марта
Отзыв электронной доверенности: ФНС сообщила, что заявление по формату 5.01 будут принимать еще год
1 марта
Суточные при разъездной работе и НДФЛ: Минфин пояснил, как определить дату дохода
1 марта
Казначейство утвердило порядок получения и хранения доверенностей в информсистемах
1 марта
Праздник 8 марта: как отдыхаем и работаем
1 марта
У госзаказчика отпала потребность в товаре – контрагент взыскал часть денег за невыбранную продукцию
29 февраля
Президент озвучил новые меры поддержки бизнеса и граждан
29 февраля
Взносы на травматизм: суд может отменить высокий тариф при позднем подтверждении деятельности
29 февраля
Служащий сдал неполные сведения о доходах и хотел уволиться сам — суд поддержал увольнение по статье
29 февраля
Блокировку счета суд счел незаконной – инспекция не доказала недобросовестность компании
29 февраля
Монопольно высокие и низкие цены: проект об их отвязке от мировых индикаторов прошел первое чтение
29 февраля
Лекарственное обеспечение пациентов с ревматизмом и ревматоидным артритом: разъяснения Минздрава
29 февраля
Материальная ответственность работников: примеры из практики за 2023 - 2024 годы
29 февраля
Кассация: для строительной госзакупки с доптребованиями подойдут акты приемки в любой форме
28 февраля
Гостиницы смогут применять полностью невозвратный тариф для потребителей: проект Минэкономразвития
28 февраля
Правильность заполнения обновленной формы РСВ надо проверять по новым контрольным соотношениям
28 февраля
Госслужащего уволили за комментарий в соцсети о назначении премии нанимателем – суд не согласился
28 февраля
Ответственность собственников имущества ряда учреждений: поправки к ГК РФ приняты в третьем чтении
28 февраля
После ухода сотрудник год не обращался за трудовой книжкой — суд компенсацию за задержку не взыскал
28 февраля
Минэкономразвития хочет перевести на налоговый мониторинг максимум резидентов ОЭЗ
28 февраля
Поездка в отпуск из районов Крайнего Севера: отсрочена компенсация мобилизованным работникам
28 февраля
УФАС решило, что в госзакупках медицинских расходников нужно соблюдать правило о монолоте
28 февраля
Доработан проект правил формирования перечней лекарств
25 октября 2022

Нарушение прав потребителей: интересные примеры из практики судов за 2022 год

Могут ли привлечь к ответственности, когда в кассе билет стоит дороже, чем на сайте? Грозит ли штраф, если в цену включили сервисный сбор? Законно ли требовать чек и паспорт при возврате подарочного сертификата? Разберем эти и другие ситуации в обзоре.

Разные цены на сайте и в кассе

На сайте перевозчика была одна цена, а в кассе в день отъезда — другая, более высокая. Предпринимателя привлекли к ответственности за нарушение права потребителя на информацию об услуге.

Перевозчик отмечал, что правила продажи билетов указывают: цена на его сайте может отличаться от цен в агентствах или в интернете. Также ссылался на агентский договор, в котором закрепили вознаграждение агента — 5%, из-за чего цена в кассе выше.

Суды не поддержали предпринимателя. Информация должна быть понятной, легко и быстро доступной для потребителя. Он не обязан специально искать сведения, обращаться к правилам продажи и агентскому договору, чтобы уточнять нюансы образования цены.

Заранее определенные расходы продавца на случай расторжения договора

В договоре купли-продажи указали, что при его расторжении и возврате денег покупателю продавец может удержать не менее 1% от цены автомобиля для возмещения расходов.

Закон о защите прав потребителей и ГК РФ позволяют покупателю отказаться от договора. Важное условие — он возместит продавцу расходы, которые тот уже понес для исполнения обязательств.

Суд подчеркнул, что такие затраты в каждом случае нужно доказывать. Нельзя заранее определить их размер в договоре. Такое условие ущемляет права потребителей. Подход устоял в апелляции и кассации.

Сервисный сбор за услуги агрегатора

Потребитель использовал сервис доставки еды, в заказы включали плату за сервисный сбор.

Общество оштрафовали за ущемление прав клиента. Суды поддержали подход. Незаконно безальтернативно включать в чек дополнительный платеж.

АС Московского округа не согласился. Он подчеркнул: неясно, какую услугу считать основной по отношению к сервисному сбору. Общество — агрегатор данных о товарах и услугах. Оно предоставляет площадку, где покупатель может заключить договор с продавцом. Из пользовательского соглашения следует, что сервис платный.

Суды не исследовали соглашение, не установили, какие услуги оказывает общество и как формирует за них плату. Кассация направила дело на новое рассмотрение.

Возврат подарочного сертификата

Клиент требовал деньги за подарочный сертификат. В ответе на претензию указали: нужно доказать факт приобретения сертификата и предъявить паспорт, чтобы подтвердить, что покупку совершило именно это лицо.

В публичной оферте на сайте не было правил возврата сертификатов. Единственная официальная информация для покупателей была в типовом ответе на претензии.

Продавца оштрафовали, так как он необоснованно предъявил требования, которые ущемляют права потребителей. Выполнить условия возврата (например, предъявить чек) очень трудно или даже невозможно, когда сертификат дарят иному лицу. Сертификаты не именные, потребители не обязаны доказывать, что по праву владеют ими. Суды поддержали подход.

Напомним, ВС РФ признает предоплатой товаров деньги, которые продавец получил при реализации подарочных карт и сертификатов. Он не имеет права удерживать средства, если владелец карты требует их вернуть.

Необеспечение доступа к товарам

Потребитель при входе в магазин просил отключить антикражную систему, так как ему нельзя проходить через нее из-за кардиостимулятора. Сотрудник не стал этого делать, а позже предложил войти через эвакуационный выход. Клиент не согласился.

Общество оштрафовали за отказ в доступе к товарам, поскольку потребителю с ограничением жизнедеятельности не обеспечили беспрепятственный вход в магазин.

Апелляция признала штраф незаконным. Она отметила: необеспечение доступа — это бездействие, тогда как отказ выражают действием (устно, письменно).

То, что сотрудник не отключил антикражную систему и сразу не предложил другой вход, нельзя признать отказом в доступе к товарам. Наоборот, потребителю пытались организовать такой доступ.

АС Волго-Вятского округа поддержал подход.

Связанные новости