Все новости
Сегодня
Розничная торговля: с 1 ноября больше товаров нужно проверять через "Честный знак"
22 октября
Госпошлины за регистрацию ряда прав и сделок с недвижимостью вырастут – проект прошел третье чтение
22 октября
Субъекты промышленности будут направлять в ГИСП больше сведений
22 октября
Проект о повышении МРОТ с 1 января 2025 года прошел Госдуму
22 октября
Донастройка налоговой реформы: Госдума приняла проект во втором и третьем чтениях
22 октября
Медпомощь при ожогах глаз: Минздрав одобрил новые клинические рекомендации
22 октября
Внешний финансовый контроль: суды признали законными результаты долгой проверки
22 октября
Учетные дела работодателей в службе занятости: Минтруд предложил правила
22 октября
Суд: отпуск сотрудника и поломка ЭЦП не оправдывают пропуск срока подписания госконтракта
22 октября
ВС РФ: заявить об эстоппеле вправе лишь тот, кто добросовестно полагался на контрагента
22 октября
ФНС разъяснила нюансы заполнения декларации по НДС при продаже товаров через электронные площадки
22 октября
Уплата НДС налоговым агентом – покупателем медных полуфабрикатов: проект принят в первом чтении
21 октября
В рекламе вклада было сложно прочитать важные условия о доходности – ФАС возбудила дело против банка
21 октября
Отвод и таксация лесосек для добычи полезных ископаемых: спецправила заработают с 27 октября
21 октября
Плоскоклеточный рак кожи будут лечить по новым клиническим рекомендациям
21 октября
Работника уволили по соглашению сторон в период сокращения – суды поддержали компанию
21 октября
Налоговые пени нельзя погасить за счет ОМС, решил суд
21 октября
На госуслугах заработал сервис для многодетных семей
21 октября
Уплата НДС при УСН с 2025 года: Минфин пояснил, как формировать тариф коммунальных услуг
21 октября
Перечень стратегически значимых лекарств: проект Минздрава
21 октября
Минобороны предложило с 2025 года увеличить отдельные выплаты силовикам на 4,5%
21 октября
Поправки к ГК РФ о расширении прав пользователей программ и баз данных приняты в первом чтении
21 октября
Важные новости для юриста за неделю с 14 по 18 октября
21 октября
Важные новости для бухгалтера за неделю с 14 по 18 октября
21 октября
Отказаться от освобождения в части уплаты НДС при УСН с 2025 года нельзя, пояснил Минфин
21 октября
Оценка опыта по Закону N 223-ФЗ: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы
19 октября
Налоговая амнистия при дроблении бизнеса: ФНС выпустила рекомендации
19 октября
Запрет на экспорт в недружественные страны: список товаров расширен 20 октября 2024 года
18 октября
Неалкогольная жировая болезнь печени: опубликованы новые клинические рекомендации
18 октября
Отдельные виды ПЭТ-упаковки нельзя производить и использовать с 1 сентября 2025 года
18 октября
Налог на имущество: ВС РФ расширил критерии движимого имущества
18 октября
Период "охлаждения" до получения потребкредита: ЦБ РФ предлагает ввести новую меру против мошенников
18 октября
Госконтракт расторгли соглашением за пределами срока работ – оснований для неустойки нет, решил суд
18 октября
УСН с 2025 года: ФНС дала рекомендации по НДС
18 октября
Минфин корректирует Инструкцию N 191н: поправки уже на регистрации
18 октября
Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: сентябрь 2024 года
18 октября
Как отдыхаем и работаем в связи с праздником в ноябре
17 июня 2024

Платные медуслуги: интересные споры из судебной практики за 2022 - 2024 годы

Какие условия возврата денег можно предусмотреть в договоре на случай отказа пациента от части услуг? Можно ли оспорить штраф за отказ выполнить требования пациента добровольно? Нужно ли информировать о бесплатной помощи при каждом обращении пациента за платной услугой? Ответы на эти вопросы в обзоре.

Возврат денег при отказе пациента от части услуг

Клиника заключила с пациентом договор на комплекс услуг со скидкой. В договоре оговорили, что при отказе от услуг пациент оплачивает пройденные процедуры по прейскуранту, без учета скидки. Пациент оплатил все услуги, но получил только часть из них и потребовал вернуть остаток средств. Сумма возврата его не удовлетворила, и он подал иск в суд.

3-й КСОЮ посчитал, что условия договора не ущемляют права потребителя, так как отказ от договора не связан с его нарушением.

В другом деле цену оказанных услуг пересчитали по прейскуранту, который действовал на момент отказа. 1-й КСОЮ указал, что условие договора нарушает права потребителя:

  • при отказе от договора пациент должен оплатить фактические расходы;
  • увеличивать цену услуг при досрочном отказе от договора недопустимо;
  • клиника должна вернуть деньги исходя из прейскуранта, который действовал на момент оказания услуг.

Штраф за отказ выполнить требования потребителя добровольно

Суды по-разному решают вопрос о взыскании штрафа (50% от суммы, которую суд присуждает в пользу потребителя). Во многих случаях суды приходили к выводу, что клиника была вправе не выплачивать деньги в досудебном порядке:

  • пациент требовал компенсацию морального вреда, а ее размер по закону определяет суд;
  • чтобы установить правомерность требований пациента, проводилась судебно-медицинская экспертиза.

Приведем примеры. Пациент подал иск из-за отторжения имплантов. Экспертиза выявила нарушения при их установке. Суд решил: клиника должна выплатить компенсацию морального вреда и штраф. 1-й КСОЮ указал, что штраф взыскивать нельзя:

  • вопрос о качестве медпомощи решался в суде;
  • пациент требовал компенсацию морального вреда, а ее размер определили после анализа всех обстоятельств и выводов экспертизы.

К тем же выводам 1-й КСОЮ пришел в другом деле.

Есть и противоположная практика. Экспертиза выявила дефекты диагностики. Суд взыскал с клиники компенсацию морального вреда и штраф. 1-й КСОЮ решение поддержал.

В другом деле экспертиза установила, что методику операции выбрали неверно. Суд взыскал в числе прочего компенсацию морального вреда и штраф. 2-й КСОЮ согласился.

Нужно учесть, что удовлетворение требований в период рассмотрения дела не освободит клинику от штрафа, если пациент не откажется от иска. На это указал 2-й КСОЮ.

Информирование пациента о бесплатной медпомощи

Страховая компания оштрафовала клинику за то, что она взяла плату за услугу, которую пациент хотел получить по ОМС. Клиника утверждала, что не отказывала в медпомощи по полису. Платную медуслугу оказали по бессрочному договору, который подписали год назад.

АС Северо-Западного округа признал санкции правомерными. Суд решил: медорганизация не проинформировала пациента, что он может получить помощь бесплатно. ВС РФ отказал в пересмотре дела.

Рекомендуем информировать пациента о бесплатной медпомощи при каждом обращении за платной услугой. Эту информацию можно отразить в договоре или согласии на получение платных услуг.

Связанные новости