Запрос персональных данных государственными органами
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос персональных данных государственными органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недостатки и преимущества российской Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют
(Алексеенко А.П.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Концепция основывается на идее деанонимизации владельцев цифровых валют. Для достижения абсолютной прозрачности операций с криптовалютами указывается на необходимость применения сервиса "Прозрачный блокчейн" <5>, предназначенного для отслеживания операций пользователей. Предлагается осуществлять проверку всех транзакций с цифровой валютой (криптовалютой); проводить идентификацию участников операции обмена цифровой валюты на фиатные деньги; хранить и по запросу государственных органов предоставлять информацию о сделке, включая персональные данные сторон; контролировать происхождение и направление цифровой валюты.
(Алексеенко А.П.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Концепция основывается на идее деанонимизации владельцев цифровых валют. Для достижения абсолютной прозрачности операций с криптовалютами указывается на необходимость применения сервиса "Прозрачный блокчейн" <5>, предназначенного для отслеживания операций пользователей. Предлагается осуществлять проверку всех транзакций с цифровой валютой (криптовалютой); проводить идентификацию участников операции обмена цифровой валюты на фиатные деньги; хранить и по запросу государственных органов предоставлять информацию о сделке, включая персональные данные сторон; контролировать происхождение и направление цифровой валюты.
Статья: Основания для признания договора с самозанятым трудовым договором: что учитывают суды и контролирующие органы
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Согласно п. 13 Положения межведомственная комиссия имеет право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, в том числе о возможном использовании труда граждан без оформления трудовых отношений в соответствии с трудовым законодательством и (или) о возможном заключении гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Согласно п. 13 Положения межведомственная комиссия имеет право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, в том числе о возможном использовании труда граждан без оформления трудовых отношений в соответствии с трудовым законодательством и (или) о возможном заключении гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"10. Подтверждение соответствия индивидуальных предпринимателей и организаций, за исключением организаций финансового рынка, указанных в части 4 настоящей статьи, критерию, указанному в пункте 3 части 8 настоящей статьи, осуществляется путем предоставления организации, осуществляющей аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, по ее запросу информации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
(ред. от 28.12.2024)
"Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"10. Подтверждение соответствия индивидуальных предпринимателей и организаций, за исключением организаций финансового рынка, указанных в части 4 настоящей статьи, критерию, указанному в пункте 3 части 8 настоящей статьи, осуществляется путем предоставления организации, осуществляющей аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, по ее запросу информации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;
Готовое решение: Что учесть в связи с созданием межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости
(КонсультантПлюс, 2025)запрашивать у органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, например о хозяйствующих субъектах, у которых объемы предоставляемых услуг по заключенным государственным (муниципальным) контрактам не соответствуют численности работников, указанной в отчетности;
(КонсультантПлюс, 2025)запрашивать у органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, например о хозяйствующих субъектах, у которых объемы предоставляемых услуг по заключенным государственным (муниципальным) контрактам не соответствуют численности работников, указанной в отчетности;
Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работниковЕсли принято решение, что ведется журнал учета выдачи персональных данных работников организациям и государственным органам, в нем целесообразно фиксировать реквизиты поступающих запросов и сведения о направившем запрос лице, цель получения персональных данных, их состав и принадлежность, сведения о передаче или об отказе в их предоставлении в случае, если нет правового основания исполнить запрос.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, СФР и государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, содержащие в том числе налоговую тайну;
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, СФР и государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, содержащие в том числе налоговую тайну;
Статья: Установление факта родственных отношений
(Золотовская Е.А.)
("Современный юрист", 2022, N 3)На практике наиболее часто приводимыми доказательствами, подтверждающими факт родственных отношений между заявителями и умершим человеком, являются документы, косвенным образом подтверждающие факт родства между заявителем и умершим лицом. Речь идет о документах, которые могли быть получены исключительно в судебном порядке ввиду отсутствия права у заявителя на их получение в административном порядке (такая ситуация возможна вследствие ошибок, описок в документах, содержащих персональные данные, что препятствует направлению соответствующих запросов в уполномоченные государственные и муниципальные органы). Так, например, в одном из рассмотренных судом дел по заявленному ходатайству суд запросил копию рождения заявителя, в содержании которого умерший человек числится его отцом, чего не мог сделать сам заявитель, поскольку его отец являлся при жизни гражданином Республики Казахстан <3>.
(Золотовская Е.А.)
("Современный юрист", 2022, N 3)На практике наиболее часто приводимыми доказательствами, подтверждающими факт родственных отношений между заявителями и умершим человеком, являются документы, косвенным образом подтверждающие факт родства между заявителем и умершим лицом. Речь идет о документах, которые могли быть получены исключительно в судебном порядке ввиду отсутствия права у заявителя на их получение в административном порядке (такая ситуация возможна вследствие ошибок, описок в документах, содержащих персональные данные, что препятствует направлению соответствующих запросов в уполномоченные государственные и муниципальные органы). Так, например, в одном из рассмотренных судом дел по заявленному ходатайству суд запросил копию рождения заявителя, в содержании которого умерший человек числится его отцом, чего не мог сделать сам заявитель, поскольку его отец являлся при жизни гражданином Республики Казахстан <3>.
Статья: Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Содержащаяся в НРЭР информация носит специальный характер, а ее анализ требует не просто профессиональной подготовки, а научного подхода. Следовательно, она адресована не гражданам, чьи персональные данные она отражает, а публичным субъектам, полномочным принимать решения по вопросам преодоления последствий радиационного воздействия. Она предоставляется Министерством здравоохранения РФ по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в пределах их компетенции <12>.
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Содержащаяся в НРЭР информация носит специальный характер, а ее анализ требует не просто профессиональной подготовки, а научного подхода. Следовательно, она адресована не гражданам, чьи персональные данные она отражает, а публичным субъектам, полномочным принимать решения по вопросам преодоления последствий радиационного воздействия. Она предоставляется Министерством здравоохранения РФ по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в пределах их компетенции <12>.
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о предоставлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о предоставлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Обработка персональных данных при отсутствии согласия субъекта персональных данных может осуществляться и в случае, когда на то есть прямое указание в законодательстве РФ. При этом данная норма оперирует термином "законодательство Российской Федерации", тем самым допуская наличие соответствующих положений не только в федеральных законах, но и в постановлениях Правительства РФ, актах органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. При этом требования законодательства иных государств, даже если они могут быть применимы к оператору в силу ведения им деятельности на территории таких государств или в силу экстерриториального характера таких актов, не охватываются рассматриваемым основанием. Аналогичным образом не являются обязательными для российских операторов запросы иностранных государственных органов о предоставлении персональных данных, за исключением случаев, когда такие запросы могут направляться в соответствии с действующими международными договорами РФ. Данный подход вытекает из принципа национального суверенитета и является типичным для любого государства. В качестве примера можно привести положения GDPR, согласно которым любое решение иностранного суда или государственного органа, которое обязывает оператора или обработчика предоставить персональные данные, является действительным только в рамках существующих международных соглашений, существующих между таким иностранным государством и страной - членом ЕС, на территории которой находится такой оператор или обработчик (ст. 48 GDPR). Данный подход последовательно отражен и в позиции европейских регуляторов, согласно которой требования американских государственных органов, адресованные европейским компаниям о предоставлении информации в рамках US Clarifying Overseas Use of Data Act 2018 (CLOUD Act), являются юридически обязательными для них только при наличии международного договора <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Обработка персональных данных при отсутствии согласия субъекта персональных данных может осуществляться и в случае, когда на то есть прямое указание в законодательстве РФ. При этом данная норма оперирует термином "законодательство Российской Федерации", тем самым допуская наличие соответствующих положений не только в федеральных законах, но и в постановлениях Правительства РФ, актах органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. При этом требования законодательства иных государств, даже если они могут быть применимы к оператору в силу ведения им деятельности на территории таких государств или в силу экстерриториального характера таких актов, не охватываются рассматриваемым основанием. Аналогичным образом не являются обязательными для российских операторов запросы иностранных государственных органов о предоставлении персональных данных, за исключением случаев, когда такие запросы могут направляться в соответствии с действующими международными договорами РФ. Данный подход вытекает из принципа национального суверенитета и является типичным для любого государства. В качестве примера можно привести положения GDPR, согласно которым любое решение иностранного суда или государственного органа, которое обязывает оператора или обработчика предоставить персональные данные, является действительным только в рамках существующих международных соглашений, существующих между таким иностранным государством и страной - членом ЕС, на территории которой находится такой оператор или обработчик (ст. 48 GDPR). Данный подход последовательно отражен и в позиции европейских регуляторов, согласно которой требования американских государственных органов, адресованные европейским компаниям о предоставлении информации в рамках US Clarifying Overseas Use of Data Act 2018 (CLOUD Act), являются юридически обязательными для них только при наличии международного договора <1>.
Вопрос: Должен ли работодатель отвечать на запрос полиции о представлении сведений о работниках, в частности паспортных данных, номеров телефонов? Если должен, то в какой срок?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Полиция имеет право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением определенных случаев (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ)).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Полиция имеет право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением определенных случаев (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ)).
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)<4> Положением о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2024 г. N 571) установлено, что межведомственная комиссия, в частности, имеет право запрашивать у налоговых органов сведения и информацию, в том числе составляющие налоговую тайну, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения в том числе об использовании хозяйствующими субъектами объектов недвижимого имущества, о возможном использовании труда граждан без оформления трудовых отношений, об осуществлении хозяйствующими субъектами видов деятельности, подлежащих лицензированию, и прочее.
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)<4> Положением о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2024 г. N 571) установлено, что межведомственная комиссия, в частности, имеет право запрашивать у налоговых органов сведения и информацию, в том числе составляющие налоговую тайну, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения в том числе об использовании хозяйствующими субъектами объектов недвижимого имущества, о возможном использовании труда граждан без оформления трудовых отношений, об осуществлении хозяйствующими субъектами видов деятельности, подлежащих лицензированию, и прочее.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральными законами могут быть предусмотрены иные случаи передачи персональных данных без согласия работника. Запрашивать сведения о персональных данных работника могут также адвокаты, нотариусы, должностные лица государственных органов. В силу п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральными законами могут быть предусмотрены иные случаи передачи персональных данных без согласия работника. Запрашивать сведения о персональных данных работника могут также адвокаты, нотариусы, должностные лица государственных органов. В силу п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.