Вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание досрочно
Подборка наиболее важных документов по запросу Вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание досрочно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания с государственного служащего
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководствуясь ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и на основании изложенного, ходатайствую о досрочном снятии с __________________________________ (Ф.И.О. государственного служащего) дисциплинарного взыскания в виде __________________________, наложенного на него Приказом от "___"_________ ____ г. N _____.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководствуясь ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и на основании изложенного, ходатайствую о досрочном снятии с __________________________________ (Ф.И.О. государственного служащего) дисциплинарного взыскания в виде __________________________, наложенного на него Приказом от "___"_________ ____ г. N _____.
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2009 N КАС09-393
В удовлетворении заявления об оспаривании решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи отказано правомерно, так как суд обоснованно признал, что допущенные заявителем нарушения норм гражданского законодательства носят грубый и умышленный характер, затрагивают право участников процесса на справедливое судебное разбирательство и несовместимы с профессиональной этикой судьи.То обстоятельство, что допущенные Взнуздаевой О.В. при рассмотрении дел недостатки она постаралась исправить после проведения совещания судей, которое имело место осенью 2008 года, и по другим постановлениям, вынесенным ею после совещания, претензий не имеется, не препятствовало привлечению судьи Взнуздаевой О.В. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи. Допущенные Взнуздаевой О.В. нарушения являются очевидными, умышленными, свидетельствуют о пренебрежительном отношении к своим профессиональным обязанностям, что несовместимо с высоким званием судьи, и в силу пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и положений Кодекса судейской этики, являются основанием для досрочного прекращения полномочий судьи.
В удовлетворении заявления об оспаривании решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи отказано правомерно, так как суд обоснованно признал, что допущенные заявителем нарушения норм гражданского законодательства носят грубый и умышленный характер, затрагивают право участников процесса на справедливое судебное разбирательство и несовместимы с профессиональной этикой судьи.То обстоятельство, что допущенные Взнуздаевой О.В. при рассмотрении дел недостатки она постаралась исправить после проведения совещания судей, которое имело место осенью 2008 года, и по другим постановлениям, вынесенным ею после совещания, претензий не имеется, не препятствовало привлечению судьи Взнуздаевой О.В. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи. Допущенные Взнуздаевой О.В. нарушения являются очевидными, умышленными, свидетельствуют о пренебрежительном отношении к своим профессиональным обязанностям, что несовместимо с высоким званием судьи, и в силу пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и положений Кодекса судейской этики, являются основанием для досрочного прекращения полномочий судьи.
Определение Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 N 2002-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Выродова Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом "и" части первой статьи 113 и частью восьмой статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"Уголовный кодекс Российской Федерации, на нормах которого должен основываться вывод суда о том, что для своего дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного по приговору наказания (статья 79), не устанавливает, какое именно значение при решении вопроса о его условно-досрочном освобождении могут иметь те или иные обстоятельства, предоставляя самому суду право в каждом конкретном случае определять, достаточны ли имеющиеся в распоряжении суда сведения для признания осужденного не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания. Вместе с тем вывод о наличии или отсутствии оснований для применения условно-досрочного освобождения, к которому придет суд в своем решении, должен быть обоснован ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 110-О-П, от 21 октября 2008 года N 485-О-О, от 29 января 2009 года N 42-О-О и от 25 ноября 2010 года N 1502-О-О, от 1 марта 2012 года N 274-О-О и от 17 июля 2012 года N 1332-О). Возможность же либо невозможность применения условно-досрочного освобождения определяется в том числе обстоятельствами, характеризующими поведение осужденного за все время отбывания наказания (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 640-О-О, от 22 марта 2011 года N 335-О-О и от 25 января 2012 года N 131-О-О), - это, однако, не означает, что само по себе наличие снятых или погашенных дисциплинарных взысканий может служить основанием для отказа осужденному в условно-досрочном освобождении.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Выродова Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом "и" части первой статьи 113 и частью восьмой статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"Уголовный кодекс Российской Федерации, на нормах которого должен основываться вывод суда о том, что для своего дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного по приговору наказания (статья 79), не устанавливает, какое именно значение при решении вопроса о его условно-досрочном освобождении могут иметь те или иные обстоятельства, предоставляя самому суду право в каждом конкретном случае определять, достаточны ли имеющиеся в распоряжении суда сведения для признания осужденного не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания. Вместе с тем вывод о наличии или отсутствии оснований для применения условно-досрочного освобождения, к которому придет суд в своем решении, должен быть обоснован ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 110-О-П, от 21 октября 2008 года N 485-О-О, от 29 января 2009 года N 42-О-О и от 25 ноября 2010 года N 1502-О-О, от 1 марта 2012 года N 274-О-О и от 17 июля 2012 года N 1332-О). Возможность же либо невозможность применения условно-досрочного освобождения определяется в том числе обстоятельствами, характеризующими поведение осужденного за все время отбывания наказания (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 640-О-О, от 22 марта 2011 года N 335-О-О и от 25 января 2012 года N 131-О-О), - это, однако, не означает, что само по себе наличие снятых или погашенных дисциплинарных взысканий может служить основанием для отказа осужденному в условно-досрочном освобождении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содержание стадии исполнения дисциплинарного взыскания в производстве по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Вызывает обоснованные возражения позиция Ю.Б. Носовой, что "на стадии исполнения решения к гражданскому служащему либо применяется соответствующий вид дисциплинарного взыскания, либо в отношении него прекращается дисциплинарное преследование" <3>. Дисциплинарное преследование, как видится, по общему правилу прекращается при отказе от наложения взыскания, для такого вывода по аналогии можно использовать ст. 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ). В служебных правоотношениях, кроме случаев их прекращения, отказ от применения дисциплинарного взыскания при издании соответствующего акта невозможен, кроме случаев пропуска срока исполнения взыскания. Также очевидно, что охранительные правоотношения дисциплинарной ответственности прекращаются после полного исполнения (претерпевания) взыскания или в случаях его досрочного снятия или отмены.
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Вызывает обоснованные возражения позиция Ю.Б. Носовой, что "на стадии исполнения решения к гражданскому служащему либо применяется соответствующий вид дисциплинарного взыскания, либо в отношении него прекращается дисциплинарное преследование" <3>. Дисциплинарное преследование, как видится, по общему правилу прекращается при отказе от наложения взыскания, для такого вывода по аналогии можно использовать ст. 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ). В служебных правоотношениях, кроме случаев их прекращения, отказ от применения дисциплинарного взыскания при издании соответствующего акта невозможен, кроме случаев пропуска срока исполнения взыскания. Также очевидно, что охранительные правоотношения дисциплинарной ответственности прекращаются после полного исполнения (претерпевания) взыскания или в случаях его досрочного снятия или отмены.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В качестве особенности дисциплинарного производства по коррупционным правонарушениям следует отметить также невозможность досрочного снятия взыскания до истечения 1 года со дня его применения по инициативе представителя нанимателя, письменному заявлению самого служащего или ходатайству его непосредственного руководителя, что предусмотрено ч. 9 ст. 58 ФЗ о ГГС РФ в общем порядке применения дисциплинарных взысканий.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В качестве особенности дисциплинарного производства по коррупционным правонарушениям следует отметить также невозможность досрочного снятия взыскания до истечения 1 года со дня его применения по инициативе представителя нанимателя, письменному заявлению самого служащего или ходатайству его непосредственного руководителя, что предусмотрено ч. 9 ст. 58 ФЗ о ГГС РФ в общем порядке применения дисциплинарных взысканий.
Нормативные акты
"Служебный распорядок Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(утв. распоряжением Аппарата ГД ФС РФ от 26.12.2022 N 2-263)8.12. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по инициативе Представителя нанимателя, применившего дисциплинарное взыскание, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
(утв. распоряжением Аппарата ГД ФС РФ от 26.12.2022 N 2-263)8.12. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по инициативе Представителя нанимателя, применившего дисциплинарное взыскание, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Распоряжение Председателя Мособлдумы от 10.12.2018 N 979-р
(ред. от 31.08.2020)
"Об утверждении Положения о порядке организации проведения служебной проверки в Московской областной Думе"В случае, если дисциплинарное взыскание снято до истечения одного года, материалы служебной проверки изымаются из личного дела гражданского служащего досрочно.
(ред. от 31.08.2020)
"Об утверждении Положения о порядке организации проведения служебной проверки в Московской областной Думе"В случае, если дисциплинарное взыскание снято до истечения одного года, материалы служебной проверки изымаются из личного дела гражданского служащего досрочно.
Статья: Проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений
(Добробаба М.Б.)
("Административное и муниципальное право", 2016, N 1)Полагаем, что в период действия дисциплинарного взыскания следует ограничить применение мер поощрения, в связи с чем будет целесообразным дополнить п. 9 ст. 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [4] положением по аналогии с установленным в ФСНК России [23], предусматривающим, что к "государственному служащему, имеющему неснятое дисциплинарное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания".
(Добробаба М.Б.)
("Административное и муниципальное право", 2016, N 1)Полагаем, что в период действия дисциплинарного взыскания следует ограничить применение мер поощрения, в связи с чем будет целесообразным дополнить п. 9 ст. 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [4] положением по аналогии с установленным в ФСНК России [23], предусматривающим, что к "государственному служащему, имеющему неснятое дисциплинарное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания".
"Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова)
("Юстицинформ", 2006)9. Дисциплинарное взыскание может быть снято и до истечения года по инициативе представителя нанимателя, а также по просьбе самого гражданского служащего или его непосредственного начальника. Снятое, в том числе и досрочно, дисциплинарное взыскание не влечет никаких юридических последствий. Например, такого гражданского служащего нельзя уволить за неоднократное неисполнение должностных обязанностей в случае повторного совершения дисциплинарного проступка.
(постатейный)
(под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова)
("Юстицинформ", 2006)9. Дисциплинарное взыскание может быть снято и до истечения года по инициативе представителя нанимателя, а также по просьбе самого гражданского служащего или его непосредственного начальника. Снятое, в том числе и досрочно, дисциплинарное взыскание не влечет никаких юридических последствий. Например, такого гражданского служащего нельзя уволить за неоднократное неисполнение должностных обязанностей в случае повторного совершения дисциплинарного проступка.
Статья: Методы мотивации персонала в таможенных органах России
(Староверова К.О.)
("Таможенное дело", 2013, N 3)- досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
(Староверова К.О.)
("Таможенное дело", 2013, N 3)- досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
"Судейское сообщество: структура, организационно-правовое развитие: Монография"
(Клеандров М.И.)
("Норма", "Инфра-М", 2014)Крупным недостатком здесь следует, по-видимому, посчитать почти полное отсутствие особенностей дисциплинарной ответственности руководителя суда за совершение им дисциплинарного проступка именно как руководителя суда, а не судьи (а ведь любой руководитель суда - председатель и заместители председателей судов, и их несколько тысяч, обладают помимо судейских еще и административными, хозяйственными и т.п. полномочиями); отсутствие механизма досрочного снятия дисциплинарного взыскания с судьи и др.
(Клеандров М.И.)
("Норма", "Инфра-М", 2014)Крупным недостатком здесь следует, по-видимому, посчитать почти полное отсутствие особенностей дисциплинарной ответственности руководителя суда за совершение им дисциплинарного проступка именно как руководителя суда, а не судьи (а ведь любой руководитель суда - председатель и заместители председателей судов, и их несколько тысяч, обладают помимо судейских еще и административными, хозяйственными и т.п. полномочиями); отсутствие механизма досрочного снятия дисциплинарного взыскания с судьи и др.
Статья: Уплата штрафа должностного лица из средств бюджета, премии работникам, имеющим дисциплинарное взыскание, - нецелевое использование средств?
(Гусев А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2021, N 5)В соответствии с п. 9 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перед принятием решения об установлении гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за квартал руководитель воспользовался своим правом снять дисциплинарные взыскания с государственных гражданских служащих до истечения одного года со дня их применения по ходатайствам их непосредственных руководителей.
(Гусев А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2021, N 5)В соответствии с п. 9 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перед принятием решения об установлении гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за квартал руководитель воспользовался своим правом снять дисциплинарные взыскания с государственных гражданских служащих до истечения одного года со дня их применения по ходатайствам их непосредственных руководителей.
Статья: Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
(Чаннов С.Е.)
("Трудовое право", 2006, N 6)Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятое, в том числе и досрочно, дисциплинарное взыскание не влечет никаких юридических последствий.
(Чаннов С.Е.)
("Трудовое право", 2006, N 6)Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятое, в том числе и досрочно, дисциплинарное взыскание не влечет никаких юридических последствий.
"Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. А.Ф. Ноздрачева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)11. В качестве своеобразного поощрения гражданского служащего, который изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных должностным регламентом, закон допускает досрочное снятие дисциплинарного взыскания. Инициатива о досрочном снятии взыскания может быть проявлена самим служащим, его непосредственным руководителем либо представителем нанимателя.
(постатейный)
(под ред. А.Ф. Ноздрачева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)11. В качестве своеобразного поощрения гражданского служащего, который изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных должностным регламентом, закон допускает досрочное снятие дисциплинарного взыскания. Инициатива о досрочном снятии взыскания может быть проявлена самим служащим, его непосредственным руководителем либо представителем нанимателя.
"Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации"
(под общ. ред. А.В. Зубача)
("Деловой двор", 2014)В числе иных видов поощрения и награждения государственного органа может быть названо досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания с государственного гражданского служащего таможенного органа. В этом случае должна применяться норма, установленная п. 9 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе.
(под общ. ред. А.В. Зубача)
("Деловой двор", 2014)В числе иных видов поощрения и награждения государственного органа может быть названо досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания с государственного гражданского служащего таможенного органа. В этом случае должна применяться норма, установленная п. 9 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе.
"Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда"
(Полетаев Ю.Н.)
("Городец", 2005)Принцип целесообразности выражается также в возможности освобождения от наказания, досрочного снятия дисциплинарного взыскания, если подвергнутый дисциплинарному взысканию гражданский служащий не совершил нового проступка в течение года. Более того, закон допускает возможность полного освобождения нарушителя служебной дисциплины от дисциплинарного взыскания, поскольку применение дисциплинарного взыскания является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.
(Полетаев Ю.Н.)
("Городец", 2005)Принцип целесообразности выражается также в возможности освобождения от наказания, досрочного снятия дисциплинарного взыскания, если подвергнутый дисциплинарному взысканию гражданский служащий не совершил нового проступка в течение года. Более того, закон допускает возможность полного освобождения нарушителя служебной дисциплины от дисциплинарного взыскания, поскольку применение дисциплинарного взыскания является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.
Статья: Дисциплинарная ответственность государственных служащих
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5)Однако дисциплинарное взыскание может быть снято и досрочно. Так, представитель нанимателя может сделать это на основании письменного заявления гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или по своей инициативе. Чаще всего досрочное снятие взыскания возможно, если служащий изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных на него должностным регламентом. Досрочное снятие взыскания должно быть оформлено актом.
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5)Однако дисциплинарное взыскание может быть снято и досрочно. Так, представитель нанимателя может сделать это на основании письменного заявления гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или по своей инициативе. Чаще всего досрочное снятие взыскания возможно, если служащий изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных на него должностным регламентом. Досрочное снятие взыскания должно быть оформлено актом.