Военная ипотека и материнский капитал

Подборка наиболее важных документов по запросу Военная ипотека и материнский капитал (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2023 по делу N 88-2926/2023
Категория спора: Купля-продажа земли.
Требования покупателя: Об обязании заключить договор.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что между ним и ответчиком заключен предварительный договор купли-продажи земельного участка и жилого дома. Истцом в адрес ответчика направлено предложение по заключению основного договора купли-продажи, однако ответчик уклонился от заключения основного договора купли-продажи на условиях предварительного договора, направив покупателю предложение о заключении дополнительного соглашения к предварительному договору с изменением стоимости объекта.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решения и отказывая в иске пришел к выводу, что существенным условием заключения основного договора является оформление покупателем ФИО1 военной ипотеки, а также использование материнского капитала и сертификата военных накоплений. Между тем, истец не представил относимых, допустимых и достаточных доказательств наличия денежных средств для исполнения договора купли-продажи объектов недвижимого имущества на условиях, определенных предварительным договором купли-продажи с ипотекой, что свидетельствует о невозможности исполнения покупателем условий договора купли-продажи на условиях, оговоренных в предварительном договоре купли-продажи недвижимого имущества с условием об ипотеке.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Влияние государственной политики, направленной на улучшение жилищных условий, на имущественные отношения супругов
(Тагаева С.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)
Сложности возникают с определением правового режима недвижимого имущества, приобретенного военнослужащим по программе "Военная ипотека" путем оплаты целевым жилищным сертификатом. По мнению Л.Б. Максимович, оплата 100% стоимости купленной квартиры за счет военной ипотеки позволяет признать держателя жилищного сертификата ее собственником <5>. Для признания жилого помещения совместно нажитым должен учитываться вклад другого супруга в виде личного имущества, совместно нажитого имущества или средств материнского (семейного) капитала в его покупку <6>. Иной позиции придерживается О.В. Куспанова, считающая, что "обеспечение жильем военнослужащих является мерой государственной" и "приобретаемое военнослужащим жилое помещение в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих должно являться собственностью не только военнослужащего и членов его семьи" <7>. Аналогичные выводы делает Е.А. Свининых, указывая, что "имущество, приобретенное участником накопительно-ипотечной системы в период брака с привлечением заемных средств по договорам целевого жилищного займа и ипотечного кредита (займа), принадлежит супругам права общей совместной собственности" и долговые обязательства по этим договорам тоже являются общими <8>.
"Недобросовестность в вещном праве: монография"
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)
Для противодействия таким "схемам" законодатель внес изменения в статьи 8 и 10 Федерального закона N 256-ФЗ, в которых ограничил круг организаций, займы и кредиты в которых могут быть погашены за счет средств материнского капитала. Теперь такими кредиторами могут быть кредитные организации, соответствующие требованиям законодательства о банках и банковской деятельности, кредитные потребительские кооперативы и учреждения, созданные Правительством РФ для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих <1>.

Нормативные акты

"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)
Другими стимулирующими факторами будут являться повышение уровня располагаемых денежных доходов населения, снижение инфляции, снижение процентной ставки по ипотечным кредитам, рост среднего размера кредита, рост объемов жилищного строительства и другие. Немаловажно участие государства в реализации ипотечных программ для отдельных категорий граждан - врачей, молодых ученых, молодых семей; предоставление возможности направлять средства материнского капитала на погашение ипотечного кредита и процентов по нему до достижения ребенком возраста трех лет; реализация накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Существенную роль в развитии рынка ипотечного кредитования играет Программа инвестиций Внешэкономбанка в проекты строительства доступного жилья и ипотеку.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2565
(ред. от 15.12.2023)
"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вкладов в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающих его уставный капитал, на цели возмещения российским кредитным и иным организациям недополученных ими доходов по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также на территориях иных субъектов Российской Федерации, и возмещения российским страховым организациям понесенных ими расходов на страховые выплаты в связи с гибелью (утратой) либо повреждением объектов недвижимости, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, и (или) причинением вреда жизни или здоровью заемщиков по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на указанных территориях, правил возмещения российским кредитным и иным организациям недополученных ими доходов по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также на территориях иных субъектов Российской Федерации, и правил возмещения российским страховым организациям понесенных ими расходов на страховые выплаты в связи с гибелью (утратой) либо повреждением объектов недвижимости, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, и (или) причинением вреда жизни или здоровью заемщиков по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на указанных территориях"
е) заемщиком, указанным в абзаце втором подпункта "г" настоящего пункта, за счет собственных средств, и (или) за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов либо от организаций-работодателей, и (или) путем распоряжения полностью или частично средствами материнского (семейного) капитала оплачено не менее 10 процентов цены договора, указанного в абзацах третьем - восьмом пункта 3 настоящих Правил. Заемщиком, указанным в абзаце третьем подпункта "г" настоящего пункта, за счет собственных средств, и (или) за счет средств социальной выплаты, предоставляемой на основании выданного заемщику сертификата, финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов либо от организаций-работодателей, и (или) путем распоряжения полностью или частично средствами материнского (семейного) капитала оплачено не менее 10 процентов цены договора, указанного в абзацах десятом или одиннадцатом пункта 3 настоящих Правил;