Включение в реестр отечественного ПО
Подборка наиболее важных документов по запросу Включение в реестр отечественного ПО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Значительная часть программного кода, распространяемого на условиях open source лицензий, используется при разработке компьютерных программ с целью последующего их включения в Реестр отечественного ПО. Именно в этой сфере и могут проявиться все проблемы, связанные с несоблюдением положений таких лицензий и откровенным плагиатом распространяемых на их основе программ, которые нарушают права не только их авторов, но и добросовестных разработчиков программного обеспечения, равно как и интересы государства по обеспечению технологического суверенитета в целом. Для того чтобы определить, какие существуют условия и ограничения по использованию Open source для включения программы в Реестр отечественного ПО, необходимо сначала определить требования, предъявляемые к такой программе. Такие требования содержатся в п. 5 Правил формирования реестра российского ПО <1>:
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Значительная часть программного кода, распространяемого на условиях open source лицензий, используется при разработке компьютерных программ с целью последующего их включения в Реестр отечественного ПО. Именно в этой сфере и могут проявиться все проблемы, связанные с несоблюдением положений таких лицензий и откровенным плагиатом распространяемых на их основе программ, которые нарушают права не только их авторов, но и добросовестных разработчиков программного обеспечения, равно как и интересы государства по обеспечению технологического суверенитета в целом. Для того чтобы определить, какие существуют условия и ограничения по использованию Open source для включения программы в Реестр отечественного ПО, необходимо сначала определить требования, предъявляемые к такой программе. Такие требования содержатся в п. 5 Правил формирования реестра российского ПО <1>:
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации"9. Заявление о включении сведений представляется в уполномоченный орган правообладателем (лицом, уполномоченным всеми правообладателями) программного обеспечения, производителем (лицом, уполномоченным всеми производителями) программно-аппаратного комплекса.
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации"9. Заявление о включении сведений представляется в уполномоченный орган правообладателем (лицом, уполномоченным всеми правообладателями) программного обеспечения, производителем (лицом, уполномоченным всеми производителями) программно-аппаратного комплекса.
Интервью: Как речевая аналитика в отделениях банка обеспечивает качество продаж и обслуживания
("Банковское обозрение", 2023, N 9)- Александр Крушинский: Мы используем полный стек собственных речевых технологий. Это распознавание устной речи (STT), NLU-технологии для семантического анализа диалога, инструментарий для анализа диалогов и формирования статистических отчетов. Кстати, все компоненты нашей платформы включены в реестр отечественного ПО Минцифры. Это речевая аналитика, диалоговые боты, включая голосовой и текстовый чат-боты, голосовая биометрия, база знаний.
("Банковское обозрение", 2023, N 9)- Александр Крушинский: Мы используем полный стек собственных речевых технологий. Это распознавание устной речи (STT), NLU-технологии для семантического анализа диалога, инструментарий для анализа диалогов и формирования статистических отчетов. Кстати, все компоненты нашей платформы включены в реестр отечественного ПО Минцифры. Это речевая аналитика, диалоговые боты, включая голосовой и текстовый чат-боты, голосовая биометрия, база знаний.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)10. Комментируемая часть предоставляет срок на обжалование отказа во включении в реестр отечественного ПО, который составляет три месяца со дня получения решения об отказе. При этом из формулировки Закона не совсем ясно, является ли этот срок пресекательным или сроком исковой давности. Как отмечается в литературе, если субъективное право полностью прекращается, то предлагается считать, что мы имеем дело с пресекательным сроком, а если право не прекращается, но утрачивается способность к его принудительному осуществлению - то со сроком исковой давности <98>. При этом разграничение пресекательных сроков и сроков исковой давности неоднозначно как в доктрине, так и в судебной практике, на что указывает в том числе и А.В. Асосков, который совершенно справедливо указывает, что "в основе пресекательных сроков лежит представление о том, что некоторые виды субъективных прав изначально возникают и существуют как ограниченные определенными временными рамками, срок для них выступает одной из важнейших характеристик. Введение такого срока преследует основными целями учет интересов потенциально неограниченного круга третьих лиц, установление предсказуемости и правовой определенности в гражданских правоотношениях" <99>. Представляется, что в данном случае речь следует все же вести о сокращенном сроке исковой давности, поскольку право на включение в реестр отечественного ПО не может само по себе быть определено какими-либо рамками, оно имманентно присуще программному обеспечению, соответствующему всем требованиям, установленным Правительством. И в случае нарушения это право подлежит защите в судебном порядке, но для обеспечения в том числе и стабильного гражданского оборота в сокращенные сроки.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)10. Комментируемая часть предоставляет срок на обжалование отказа во включении в реестр отечественного ПО, который составляет три месяца со дня получения решения об отказе. При этом из формулировки Закона не совсем ясно, является ли этот срок пресекательным или сроком исковой давности. Как отмечается в литературе, если субъективное право полностью прекращается, то предлагается считать, что мы имеем дело с пресекательным сроком, а если право не прекращается, но утрачивается способность к его принудительному осуществлению - то со сроком исковой давности <98>. При этом разграничение пресекательных сроков и сроков исковой давности неоднозначно как в доктрине, так и в судебной практике, на что указывает в том числе и А.В. Асосков, который совершенно справедливо указывает, что "в основе пресекательных сроков лежит представление о том, что некоторые виды субъективных прав изначально возникают и существуют как ограниченные определенными временными рамками, срок для них выступает одной из важнейших характеристик. Введение такого срока преследует основными целями учет интересов потенциально неограниченного круга третьих лиц, установление предсказуемости и правовой определенности в гражданских правоотношениях" <99>. Представляется, что в данном случае речь следует все же вести о сокращенном сроке исковой давности, поскольку право на включение в реестр отечественного ПО не может само по себе быть определено какими-либо рамками, оно имманентно присуще программному обеспечению, соответствующему всем требованиям, установленным Правительством. И в случае нарушения это право подлежит защите в судебном порядке, но для обеспечения в том числе и стабильного гражданского оборота в сокращенные сроки.
Интервью: ЭДО без стресса. Гайд (руководство) по внедрению
("Делопроизводство", 2024, N 4)Для импортозамещения лучше всего использовать решение, которое является полностью российской разработкой. Таким решением, например, является СЭД "Дело", которая включена в Реестр отечественного ПО в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 20.02.2016 N 63.
("Делопроизводство", 2024, N 4)Для импортозамещения лучше всего использовать решение, которое является полностью российской разработкой. Таким решением, например, является СЭД "Дело", которая включена в Реестр отечественного ПО в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 20.02.2016 N 63.
Статья: Правовые аспекты технической поддержки программного обеспечения правообладателей, ушедших с российского рынка
(Савельев А.И.)
("Закон", 2023, N 8)Из этого следует тот факт, что для законного использования обновлений ПО необходимо наличие законного основания в виде разрешения правообладателя или указания закона. Разрешение правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности, коим выступает обновление ПО, обычно выражается посредством лицензионного договора. На это указывает и НК РФ, где отмечается, что не подлежит обложению НДС реализация прав на использование программ, включенных в Реестр отечественного ПО, "включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности" (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Минфин России при этом также прямо указал, что "от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача налогоплательщиком обновлений к программе для ЭВМ, включенной в Реестр" <7>, тем самым приравняв обновление ПО к полноценной программе для ЭВМ.
(Савельев А.И.)
("Закон", 2023, N 8)Из этого следует тот факт, что для законного использования обновлений ПО необходимо наличие законного основания в виде разрешения правообладателя или указания закона. Разрешение правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности, коим выступает обновление ПО, обычно выражается посредством лицензионного договора. На это указывает и НК РФ, где отмечается, что не подлежит обложению НДС реализация прав на использование программ, включенных в Реестр отечественного ПО, "включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности" (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Минфин России при этом также прямо указал, что "от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача налогоплательщиком обновлений к программе для ЭВМ, включенной в Реестр" <7>, тем самым приравняв обновление ПО к полноценной программе для ЭВМ.
Статья: Сравнительный анализ институтов разрешенного использования и доктрины fair use в правовом регулировании РФ и США
(Добрякова Г.Э.)
("Юрист", 2022, N 2)- декомпилировать программу ЭВМ, преобразовать объектный код в исходный текст (для того чтобы пройти технологический аудит или экспертизу при включении в реестр отечественного ПО).
(Добрякова Г.Э.)
("Юрист", 2022, N 2)- декомпилировать программу ЭВМ, преобразовать объектный код в исходный текст (для того чтобы пройти технологический аудит или экспертизу при включении в реестр отечественного ПО).