В каких случаях проводится государственная экспертиза ПСД
Подборка наиболее важных документов по запросу В каких случаях проводится государственная экспертиза ПСД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств
(КонсультантПлюс, 2025)...Из материалов дела следует, что в качестве объективных и существенных обстоятельств, которые являются следствием необходимости изменения сроков выполнения работ, Учреждение и Предприятие указали на то, что в ходе выполнения работ по контракту выявилось, что проектно-сметная документация по объекту требует корректировок. Наличие большого количества замечаний в проектно-сметной документации побудило государственного заказчика принять решение о необходимости внесения в проектную документацию по строительству объекта целого ряда значительных корректировок. После проведения корректировки проектно-сметной документации спорного объекта получено отрицательное заключение государственной экспертизы... в результате чего необходимо было увеличить срок выполнения работ.
(КонсультантПлюс, 2025)...Из материалов дела следует, что в качестве объективных и существенных обстоятельств, которые являются следствием необходимости изменения сроков выполнения работ, Учреждение и Предприятие указали на то, что в ходе выполнения работ по контракту выявилось, что проектно-сметная документация по объекту требует корректировок. Наличие большого количества замечаний в проектно-сметной документации побудило государственного заказчика принять решение о необходимости внесения в проектную документацию по строительству объекта целого ряда значительных корректировок. После проведения корректировки проектно-сметной документации спорного объекта получено отрицательное заключение государственной экспертизы... в результате чего необходимо было увеличить срок выполнения работ.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.06.2024 по делу N А33-4481/2023
Требование: О признании недействительным решения Фонда пенсионного и социального страхования о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решение: Требование удовлетворено.Судом первой инстанции установлено, что основанием для привлечения всех специалистов, указанных в оспариваемом решении, являются заключенные между учреждением и застройщиками договоры о проведении государственной экспертизы проектной или сметной документации. Часть привлеченных специалистов, были привлечены в связи с особым направлением деятельности, которые не охвачены специальностями экспертов, входящих в штат учреждения: Наурми О.А., Лихтенвальд Н.С., Юрченко Ю.Ю., Ляпко А.Б., Елизаров Д.В., Елизаров А.В., Шелепов В.А., Миронова Е.Л., Дрощук А.В., Истомина Е.С., Широкова К.И., Пушкарева Г.В., Колесова Ю.С., Лифанова Н.Н., Маликов С.Е., Денисов И.Ю., Романов А.В., Киселева Н.В. Другая часть привлеченных специалистов связана с проведением государственной экспертизы в части проверки достоверность определения сметной стоимости Кривица И.В., Колесова И.А., Шатрабаева Л.Н., Ерше Ю.В., Жаурова Е.С. Данная категория объектов является самой многочисленной, по которым между учреждением и застройщиками заключаются договоры о проведении экспертизы, в связи с чем для оперативного рассмотрения документации требуется привлечение дополнительных специалистов. В подтверждение указанных доводов в материалы дела представлены договоры о проведении экспертизы, на основании которых привлекались спорные специалисты.
Требование: О признании недействительным решения Фонда пенсионного и социального страхования о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решение: Требование удовлетворено.Судом первой инстанции установлено, что основанием для привлечения всех специалистов, указанных в оспариваемом решении, являются заключенные между учреждением и застройщиками договоры о проведении государственной экспертизы проектной или сметной документации. Часть привлеченных специалистов, были привлечены в связи с особым направлением деятельности, которые не охвачены специальностями экспертов, входящих в штат учреждения: Наурми О.А., Лихтенвальд Н.С., Юрченко Ю.Ю., Ляпко А.Б., Елизаров Д.В., Елизаров А.В., Шелепов В.А., Миронова Е.Л., Дрощук А.В., Истомина Е.С., Широкова К.И., Пушкарева Г.В., Колесова Ю.С., Лифанова Н.Н., Маликов С.Е., Денисов И.Ю., Романов А.В., Киселева Н.В. Другая часть привлеченных специалистов связана с проведением государственной экспертизы в части проверки достоверность определения сметной стоимости Кривица И.В., Колесова И.А., Шатрабаева Л.Н., Ерше Ю.В., Жаурова Е.С. Данная категория объектов является самой многочисленной, по которым между учреждением и застройщиками заключаются договоры о проведении экспертизы, в связи с чем для оперативного рассмотрения документации требуется привлечение дополнительных специалистов. В подтверждение указанных доводов в материалы дела представлены договоры о проведении экспертизы, на основании которых привлекались спорные специалисты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Свидетельствует ли о ненадлежащем качестве работ, выполненных по договору подряда, отсутствие положительного заключения обязательной государственной экспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)"...Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Контур" (далее - общество) о возложении на общество обязанности устранить замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза", сделанные в ходе проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации, изготовленной обществом по контрактам от 27.11.2012 N 104/12, от 27.11.2012 N 103/12, от 18.12.2012 N 124/12, от 18.12.2012 N 126/12, осуществить повторное прохождение экспертизы за свой счет.
Свидетельствует ли о ненадлежащем качестве работ, выполненных по договору подряда, отсутствие положительного заключения обязательной государственной экспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)"...Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Контур" (далее - общество) о возложении на общество обязанности устранить замечания ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза", сделанные в ходе проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации, изготовленной обществом по контрактам от 27.11.2012 N 104/12, от 27.11.2012 N 103/12, от 18.12.2012 N 124/12, от 18.12.2012 N 126/12, осуществить повторное прохождение экспертизы за свой счет.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Отвечает ли подрядчик за просрочку выполнения работ по договору подряда из-за отсутствия содействия заказчика
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор от 10.06.2022 N 953466, согласно которому подрядчик обязуется выполнить комплекс работ: предпроектное обследование, выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации (в том числе смет и сводного сметного расчета), проведение государственной экспертизы проектной (в том числе сметной) документации и результатов инженерных изысканий, оформление земельно-правовых отношений и исходно-разрешительной документации, разработку закупочной документации, в свою очередь, заказчик - принять результат работ и оплатить их в порядке, предусмотренном договором.
Отвечает ли подрядчик за просрочку выполнения работ по договору подряда из-за отсутствия содействия заказчика
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор от 10.06.2022 N 953466, согласно которому подрядчик обязуется выполнить комплекс работ: предпроектное обследование, выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации (в том числе смет и сводного сметного расчета), проведение государственной экспертизы проектной (в том числе сметной) документации и результатов инженерных изысканий, оформление земельно-правовых отношений и исходно-разрешительной документации, разработку закупочной документации, в свою очередь, заказчик - принять результат работ и оплатить их в порядке, предусмотренном договором.
Нормативные акты
"Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации;
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации;
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172
(ред. от 31.10.2025)
"Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"копии проектной и сметной документации;
(ред. от 31.10.2025)
"Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"копии проектной и сметной документации;
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик начислять неустойку на всю цену договора подряда без учета того, что часть работ выполнена надлежащим образом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, между обществом "Дельта-И" (подрядчик) и обществом "Искра-Энергетика" (заказчик) заключен договор от 06.09.2011 N 26/ТХ/038/11, в соответствии с которым (в редакции протокола разногласий от 17.10.2011) подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить комплекс работ по: разработке проектной документации; разработке рабочей документации; получение письменного подтверждения от заказчика работ и/или его представителя о согласовании строительного задания, опросных листов на основное технологическое оборудование Энергоцентра N 2 и получение всех исходных данных для дальнейшего проектирования объекта; участие в согласовании проектно-сметной документации с заказчиком работ и/или его представителем; согласование проектно-сметной документации в надзорных и инспектирующих органах; участие в проведении (по поручению заказчика) государственной экспертизы разработанной документации; осуществление авторского надзора. Наименование, объемы, количество и последовательность выполняемых работ определены в Календарном графике выполнения работ и стоимости (Приложение N 2).
Вправе ли заказчик начислять неустойку на всю цену договора подряда без учета того, что часть работ выполнена надлежащим образом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, между обществом "Дельта-И" (подрядчик) и обществом "Искра-Энергетика" (заказчик) заключен договор от 06.09.2011 N 26/ТХ/038/11, в соответствии с которым (в редакции протокола разногласий от 17.10.2011) подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить комплекс работ по: разработке проектной документации; разработке рабочей документации; получение письменного подтверждения от заказчика работ и/или его представителя о согласовании строительного задания, опросных листов на основное технологическое оборудование Энергоцентра N 2 и получение всех исходных данных для дальнейшего проектирования объекта; участие в согласовании проектно-сметной документации с заказчиком работ и/или его представителем; согласование проектно-сметной документации в надзорных и инспектирующих органах; участие в проведении (по поручению заказчика) государственной экспертизы разработанной документации; осуществление авторского надзора. Наименование, объемы, количество и последовательность выполняемых работ определены в Календарном графике выполнения работ и стоимости (Приложение N 2).
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на проведение экспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение государственной (негосударственной) экспертизы проектно-сметной документации отражайте по следующим подстатьям КОСГУ:
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение государственной (негосударственной) экспертизы проектно-сметной документации отражайте по следующим подстатьям КОСГУ:
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по разработке проектной документации в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: если к участникам закупок на разработку проектно-сметной документации установлены дополнительные требования по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, дополнительное требование по ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ не предъявляется.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: если к участникам закупок на разработку проектно-сметной документации установлены дополнительные требования по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, дополнительное требование по ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ не предъявляется.
Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по соглашениям о выполнении работ в связи с переустройством объектов электросетевого хозяйства в рамках реализации инфраструктурного проекта субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 17.12.2024 N 02-12-09/127130)проведение собственником комплекса проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации (в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы) по переустройству объектов, а также комплекса мероприятий по переустройству (строительно-монтажных, пусконаладочных работ);
(Письмо Минфина России от 17.12.2024 N 02-12-09/127130)проведение собственником комплекса проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации (в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы) по переустройству объектов, а также комплекса мероприятий по переустройству (строительно-монтажных, пусконаладочных работ);
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика, Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы, разработке рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ по объекту "инженерная инфраструктура индустриального парка "Жуковский" по объектам: Объект N 1 "Центральная распределительная подстанция с периферийным сооружением и кабельными линиями Индустриального парка "Жуковский". Объект N 2 "Водопроводные сети, и канализационные коллекторы, прокладка сетей телекоммуникаций, информационно-вычислительных сетей Индустриального парка "Жуковский". Объект N 3 "Газопровод Индустриального парка "Жуковский" (далее - Конкурс).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика, Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы, разработке рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ по объекту "инженерная инфраструктура индустриального парка "Жуковский" по объектам: Объект N 1 "Центральная распределительная подстанция с периферийным сооружением и кабельными линиями Индустриального парка "Жуковский". Объект N 2 "Водопроводные сети, и канализационные коллекторы, прокладка сетей телекоммуникаций, информационно-вычислительных сетей Индустриального парка "Жуковский". Объект N 3 "Газопровод Индустриального парка "Жуковский" (далее - Конкурс).
Статья: Ремонт объектов культурного наследия в 2023 году - учет у заказчика работ
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)- отражено выполнение работ по проектированию, разработке проектной и сметной документации для ремонта, проведение госэкспертизы проектной документации и др.;
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)- отражено выполнение работ по проектированию, разработке проектной и сметной документации для ремонта, проведение госэкспертизы проектной документации и др.;
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы, разработке рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ по объекту "инженерная инфраструктура Индустриального парка" по объектам: Объект N 1 "Центральная распределительная подстанция с периферийным сооружением и кабельными линиями Индустриального парка"; Объект N 2 "Водопроводные сети и канализационные коллекторы, прокладка сетей телекоммуникаций, информационно-вычислительных сетей Индустриального парка; Объект N 3 "Газопровод Индустриального парка (далее - Извещение, Конкурс).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы, разработке рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ по объекту "инженерная инфраструктура Индустриального парка" по объектам: Объект N 1 "Центральная распределительная подстанция с периферийным сооружением и кабельными линиями Индустриального парка"; Объект N 2 "Водопроводные сети и канализационные коллекторы, прокладка сетей телекоммуникаций, информационно-вычислительных сетей Индустриального парка; Объект N 3 "Газопровод Индустриального парка (далее - Извещение, Конкурс).
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)8.2.2.4. Установлен факт некачественного проведения государственной экспертизы ПСД, что привело к завышению стоимости строительства.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)8.2.2.4. Установлен факт некачественного проведения государственной экспертизы ПСД, что привело к завышению стоимости строительства.
Статья: Абсолютные права и свободы: некоторые проблемы правовой регламентации
(Вахрамеева Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Правоохранительная практика демонстрирует, как столкновение разных правовых интересов, основанных на тех или иных правах и свободах, приводит не просто к правовой коллизии, а к реальной угрозе нарушения прав и свобод, закрепленных в действующем законодательстве. Примером является осуществление права иметь в собственности земельные участки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Основного Закона России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом в соответствии с ч. 2 той же статьи владение, пользование и распоряжение землей происходят свободным образом, за исключением тех случаев, когда это может привести, например, к нарушению прав, законных интересов других лиц. Относительно права на землепользование это означает, что оно не должно реализовываться в таком масштабе, при котором нарушалось бы право неограниченного числа лиц на доступ к водным объектам, на благоприятную окружающую среду. Так, в результате проверки, проведенной Сахалинской природоохранной прокуратурой, установлены факты возведения строений на территории земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы протоки Красноармейской в поселке Охотское Корсаковского района. Строительство двух домов и беседки осуществлялось при отсутствии проектно-сметной документации, заключения государственной экологической экспертизы. Ранее принятые органами контроля меры административного воздействия застройщиком проигнорированы. Корсаковским городским судом требования Сахалинского природоохранного прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность снести незаконно возведенные строения <4>. Также Видновский городской суд удовлетворил требования администрации Ленинского района и обязал владельца земельного участка снести два объекта капитального строительства, возведенные им в водоохранной зоне реки Битца <5>.
(Вахрамеева Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Правоохранительная практика демонстрирует, как столкновение разных правовых интересов, основанных на тех или иных правах и свободах, приводит не просто к правовой коллизии, а к реальной угрозе нарушения прав и свобод, закрепленных в действующем законодательстве. Примером является осуществление права иметь в собственности земельные участки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Основного Закона России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом в соответствии с ч. 2 той же статьи владение, пользование и распоряжение землей происходят свободным образом, за исключением тех случаев, когда это может привести, например, к нарушению прав, законных интересов других лиц. Относительно права на землепользование это означает, что оно не должно реализовываться в таком масштабе, при котором нарушалось бы право неограниченного числа лиц на доступ к водным объектам, на благоприятную окружающую среду. Так, в результате проверки, проведенной Сахалинской природоохранной прокуратурой, установлены факты возведения строений на территории земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы протоки Красноармейской в поселке Охотское Корсаковского района. Строительство двух домов и беседки осуществлялось при отсутствии проектно-сметной документации, заключения государственной экологической экспертизы. Ранее принятые органами контроля меры административного воздействия застройщиком проигнорированы. Корсаковским городским судом требования Сахалинского природоохранного прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность снести незаконно возведенные строения <4>. Также Видновский городской суд удовлетворил требования администрации Ленинского района и обязал владельца земельного участка снести два объекта капитального строительства, возведенные им в водоохранной зоне реки Битца <5>.
Вопрос: Об отборе проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) в 2020 году.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)В рамках реализации мероприятий госпрограммы КРСТ предоставление средств федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации и проведение экспертиз по объектам капитального строительства не предусматривается. Государственная поддержка в рамках ВЦП "Современный облик сельских территорий" оказывается на реализацию мероприятий по проектам, в которые включены объекты капитального строительства (реконструкции) с уже готовой (разработанной) проектно-сметной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)В рамках реализации мероприятий госпрограммы КРСТ предоставление средств федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации и проведение экспертиз по объектам капитального строительства не предусматривается. Государственная поддержка в рамках ВЦП "Современный облик сельских территорий" оказывается на реализацию мероприятий по проектам, в которые включены объекты капитального строительства (реконструкции) с уже готовой (разработанной) проектно-сметной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.