Участники рынка обращения электрической энергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники рынка обращения электрической энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2025 N 09АП-28646/2025-ГК по делу N А40-165651/2024
Категория спора: Передача ресурсов (электроэнергии) через присоединенную сеть.
Требования заказчика: 1) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец доказательств правомерности заявленных им требований о взыскании неосновательного обогащения в заявленном размере не представил.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике предписывает участникам рынка обращения электрической энергии для целей реализации возложенных на них функций заключать и исполнять договоры, и, как следствие, осуществлять взаиморасчеты на основании заключенных договоров.
Категория спора: Передача ресурсов (электроэнергии) через присоединенную сеть.
Требования заказчика: 1) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец доказательств правомерности заявленных им требований о взыскании неосновательного обогащения в заявленном размере не представил.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике предписывает участникам рынка обращения электрической энергии для целей реализации возложенных на них функций заключать и исполнять договоры, и, как следствие, осуществлять взаиморасчеты на основании заключенных договоров.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;
(КонсультантПлюс, 2025)заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Согласно п. 3 Правил розничных рынков энергоснабжающие организации признаются субъектами розничных рынков. Правилами оптового рынка допускается получение энергоснабжающей организацией статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке (п. 23 Правил). Однако п. 1 ст. 37 Закона об электроэнергетике энергоснабжающие организации не отнесены к субъектам розничных рынков, а согласно п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике также не отнесены к категории субъектов оптового рынка. При этом в соответствии с п. 3 Правил розничных рынков энергосбытовые организации, так же как и гарантирующие поставщики, отнесены к субъектам розничных рынков, а согласно п. 23 Правил оптового рынка - к субъектам оптового рынка. Энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики являются покупателями электрической энергии на оптовом рынке и его субъектами (п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике), а также названы поставщиками электрической энергии на розничных рынках (п. 1 ст. 37 Закона об электроэнергетике). Как мы отмечали ранее, ряд гарантирующих поставщиков являются энергоснабжающими организациями (п. 198 Правил розничных рынков). Напрашивается вывод, что при соблюдении установленных требований ряд энергоснабжающих организаций, являясь гарантирующими поставщиками (п. 198 Правил розничных рынков), могут быть поставщиками электрической энергии на розничных рынках и покупателями электрической энергии на оптовом рынке. Таким образом, Правила розничных рынков (п. 3) и нормы Закона об электроэнергетике (п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 37) противоречат друг другу. В Законе об электроэнергетике используется термин "энергоснабжающая организация", хотя данная организация этим Законом не отнесена ни к субъектам оптового, ни к субъектам розничных рынков. Вместе с тем этот Закон предусматривает заключение субъектами электроэнергетики (гарантирующими поставщиками) договоров энергоснабжения в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом РФ и Правилами розничных рынков, в той части, в которой Гражданский кодекс РФ позволяет издание соответствующих нормативных правовых актов (п. 4 ст. 37 Закона об электроэнергетике). В результате Закон об электроэнергетике (ст. 3) допускает участие в отношениях по договору энергоснабжения гарантирующих поставщиков, являющихся энергоснабжающими организациями согласно п. 4 и 198 Правил розничных рынков, которые, соответственно, должны быть субъектами розничных рынков, являясь поставщиками электрической энергии, и могут быть покупателями электрической энергии на оптовом рынке и его субъектами (п. 23 Правил оптового рынка).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Согласно п. 3 Правил розничных рынков энергоснабжающие организации признаются субъектами розничных рынков. Правилами оптового рынка допускается получение энергоснабжающей организацией статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке (п. 23 Правил). Однако п. 1 ст. 37 Закона об электроэнергетике энергоснабжающие организации не отнесены к субъектам розничных рынков, а согласно п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике также не отнесены к категории субъектов оптового рынка. При этом в соответствии с п. 3 Правил розничных рынков энергосбытовые организации, так же как и гарантирующие поставщики, отнесены к субъектам розничных рынков, а согласно п. 23 Правил оптового рынка - к субъектам оптового рынка. Энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики являются покупателями электрической энергии на оптовом рынке и его субъектами (п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике), а также названы поставщиками электрической энергии на розничных рынках (п. 1 ст. 37 Закона об электроэнергетике). Как мы отмечали ранее, ряд гарантирующих поставщиков являются энергоснабжающими организациями (п. 198 Правил розничных рынков). Напрашивается вывод, что при соблюдении установленных требований ряд энергоснабжающих организаций, являясь гарантирующими поставщиками (п. 198 Правил розничных рынков), могут быть поставщиками электрической энергии на розничных рынках и покупателями электрической энергии на оптовом рынке. Таким образом, Правила розничных рынков (п. 3) и нормы Закона об электроэнергетике (п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 37) противоречат друг другу. В Законе об электроэнергетике используется термин "энергоснабжающая организация", хотя данная организация этим Законом не отнесена ни к субъектам оптового, ни к субъектам розничных рынков. Вместе с тем этот Закон предусматривает заключение субъектами электроэнергетики (гарантирующими поставщиками) договоров энергоснабжения в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом РФ и Правилами розничных рынков, в той части, в которой Гражданский кодекс РФ позволяет издание соответствующих нормативных правовых актов (п. 4 ст. 37 Закона об электроэнергетике). В результате Закон об электроэнергетике (ст. 3) допускает участие в отношениях по договору энергоснабжения гарантирующих поставщиков, являющихся энергоснабжающими организациями согласно п. 4 и 198 Правил розничных рынков, которые, соответственно, должны быть субъектами розничных рынков, являясь поставщиками электрической энергии, и могут быть покупателями электрической энергии на оптовом рынке и его субъектами (п. 23 Правил оптового рынка).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172
(ред. от 31.10.2025)
"Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"II. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка,
(ред. от 31.10.2025)
"Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"II. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка,
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;
Статья: Развитие оптового рынка электрической энергии и мощности в контексте Федерального закона "Об электроэнергетике"
(Рощенко Н.П., Мякинин В.В.)
("Юрист", 2023, N 4)В настоящий момент, согласно Федеральному закону, к субъектам оптового рынка относятся участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом. Организациями коммерческой и технологической инфраструктуры являются Совет рынка, Коммерческий оператор (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью) и Системный оператор соответственно.
(Рощенко Н.П., Мякинин В.В.)
("Юрист", 2023, N 4)В настоящий момент, согласно Федеральному закону, к субъектам оптового рынка относятся участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом. Организациями коммерческой и технологической инфраструктуры являются Совет рынка, Коммерческий оператор (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью) и Системный оператор соответственно.