Участие педагога при допросе несовершеннолетнего
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие педагога при допросе несовершеннолетнего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные особенности допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). Комментарий к ст. 191 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Однако нам известен и иной подход к аналогичной норме права. Речь идет о требовании, закрепленном в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. Там законодатель предусмотрел обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Однако нам известен и иной подход к аналогичной норме права. Речь идет о требовании, закрепленном в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. Там законодатель предусмотрел обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.
Статья: Участие педагога или психолога при привлечении в качестве обвиняемого несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2024, N 10)Обязательность участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, учитывая позицию Пленума Верховного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (п. 9), напротив, устанавливается, и если это требование не будет соблюдено, то показания несовершеннолетнего признаются недопустимым доказательством в соответствии ч. 2 ст. 75 УПК РФ. При этом непосредственность и устность судебного разбирательства обязывает суд все доказательства по делу, включая показания подсудимого, непосредственно исследовать (заслушать, осмотреть, огласить), а требование обоснованности приговора предусматривает возможность основываться лишь на тех доказательствах, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела и были установлены в судебном заседании.
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2024, N 10)Обязательность участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, учитывая позицию Пленума Верховного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (п. 9), напротив, устанавливается, и если это требование не будет соблюдено, то показания несовершеннолетнего признаются недопустимым доказательством в соответствии ч. 2 ст. 75 УПК РФ. При этом непосредственность и устность судебного разбирательства обязывает суд все доказательства по делу, включая показания подсудимого, непосредственно исследовать (заслушать, осмотреть, огласить), а требование обоснованности приговора предусматривает возможность основываться лишь на тех доказательствах, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела и были установлены в судебном заседании.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.
(ред. от 27.10.2025)1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"9. Судам следует иметь в виду, что статья 425 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 статьи 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"9. Судам следует иметь в виду, что статья 425 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 статьи 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.
Статья: Участие педагога в гражданском судопроизводстве России и других стран СНГ
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В статье исследуются положения гражданского процессуального законодательства стран СНГ, регламентирующие участие педагога (педагогического работника, психолога) в допросах несовершеннолетних свидетелей. Цель исследования - выявить сходство и различия в регулировании использования педагогических и психологических знаний в допросах несовершеннолетних свидетелей в гражданском судопроизводстве, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование отечественного гражданского процессуального законодательства. Автор приходит к следующим выводам: регламентация участия педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданских процессуальных кодексах стран СНГ в целом совпадает; российскому законодателю необходимо предусмотреть участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля психолога (в качестве альтернативы педагогическому работнику), как это сделано в Армении и Киргизии, а также повысить возраст несовершеннолетнего, допрос которого в качестве свидетеля может или должен проводиться с педагогом (по примеру Таджикистана и Киргизии); право педагога высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний, предусмотренное законодательством большинства стран СНГ, не обусловлено стоящими перед ним задачами в рамках допроса и может быть реализовано лишь по окончании допроса.
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В статье исследуются положения гражданского процессуального законодательства стран СНГ, регламентирующие участие педагога (педагогического работника, психолога) в допросах несовершеннолетних свидетелей. Цель исследования - выявить сходство и различия в регулировании использования педагогических и психологических знаний в допросах несовершеннолетних свидетелей в гражданском судопроизводстве, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование отечественного гражданского процессуального законодательства. Автор приходит к следующим выводам: регламентация участия педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданских процессуальных кодексах стран СНГ в целом совпадает; российскому законодателю необходимо предусмотреть участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля психолога (в качестве альтернативы педагогическому работнику), как это сделано в Армении и Киргизии, а также повысить возраст несовершеннолетнего, допрос которого в качестве свидетеля может или должен проводиться с педагогом (по примеру Таджикистана и Киргизии); право педагога высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний, предусмотренное законодательством большинства стран СНГ, не обусловлено стоящими перед ним задачами в рамках допроса и может быть реализовано лишь по окончании допроса.
Статья: Особенности субъектного состава по делам о защите прав несовершеннолетних в гражданском процессе: постановка проблемы
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В частности, специалист как лицо, содействующее правосудию, не должен иметь личной юридической заинтересованности в исходе дела, он привлекается в процесс в связи с наличием специальных знаний в области педагогики. Целью участия педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля как лица, обладающего знаниями детской психологии, является предотвращение отрицательного воздействия на психику ребенка самого факта допроса в суде, а также отдельных задаваемых ему вопросов, оценка иных обстоятельств, которые могут негативно воздействовать на несовершеннолетнего в судебном заседании. Кроме того, педагог может объяснить суду особенности поведения несовершеннолетнего при допросе, специфику его ответов, а также высказать мнение об особенностях и тактике проведения его допроса (например, о целесообразности проведения допроса в отсутствие других лиц).
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В частности, специалист как лицо, содействующее правосудию, не должен иметь личной юридической заинтересованности в исходе дела, он привлекается в процесс в связи с наличием специальных знаний в области педагогики. Целью участия педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля как лица, обладающего знаниями детской психологии, является предотвращение отрицательного воздействия на психику ребенка самого факта допроса в суде, а также отдельных задаваемых ему вопросов, оценка иных обстоятельств, которые могут негативно воздействовать на несовершеннолетнего в судебном заседании. Кроме того, педагог может объяснить суду особенности поведения несовершеннолетнего при допросе, специфику его ответов, а также высказать мнение об особенностях и тактике проведения его допроса (например, о целесообразности проведения допроса в отсутствие других лиц).
Ситуация: Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В допросе в судебном заседании потерпевших и свидетелей в возрасте до 16 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 16 до 18 лет, участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 7 лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от 7 до 14 лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше 14 лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день (ч. 1 ст. 280 УПК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В допросе в судебном заседании потерпевших и свидетелей в возрасте до 16 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 16 до 18 лет, участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 7 лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от 7 до 14 лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше 14 лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день (ч. 1 ст. 280 УПК РФ).
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Статья посвящена проблемам, возникающим при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в судебном заседании. Анализ УПК РФ позволяет сделать вывод, что несовершеннолетние потерпевшие и свидетели допрашиваются по правилам, регламентированным ст. 277 - 278 УПК РФ с общими изъятиями, предусмотренными ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Положения ст. 280 УПК РФ устанавливают возможность производства допроса несовершеннолетних в судебном заседании. Статья 280 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога при допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших возраста 14 лет, а также при наличии физических и психических недостатков. Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство закрепляет положения, согласно которым обязательно участие законных представителей при допросе несовершеннолетних лиц. Автор анализирует положения международных актов, мнения ученых, судебную практику при рассмотрении уголовных дел, по которым проводилось указанное процессуальное действие, делает вывод о том, что суды считают существенными нарушениями законодательства при применении указанной нормы закона.
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Статья посвящена проблемам, возникающим при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в судебном заседании. Анализ УПК РФ позволяет сделать вывод, что несовершеннолетние потерпевшие и свидетели допрашиваются по правилам, регламентированным ст. 277 - 278 УПК РФ с общими изъятиями, предусмотренными ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Положения ст. 280 УПК РФ устанавливают возможность производства допроса несовершеннолетних в судебном заседании. Статья 280 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога при допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших возраста 14 лет, а также при наличии физических и психических недостатков. Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство закрепляет положения, согласно которым обязательно участие законных представителей при допросе несовершеннолетних лиц. Автор анализирует положения международных актов, мнения ученых, судебную практику при рассмотрении уголовных дел, по которым проводилось указанное процессуальное действие, делает вывод о том, что суды считают существенными нарушениями законодательства при применении указанной нормы закона.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)4. Процессуальное положение и смысл участия педагога в допросе несовершеннолетнего сродни положению специалиста - его основная задача заключается в том, чтобы помочь суду создать благоприятную психологическую атмосферу официального диалога, т.е. допроса, и получить полные, правдивые и достоверные показания, не травмируя психику подростка. Педагог с разрешения председательствующего в судебном заседании может задавать допрашиваемому вопросы.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)4. Процессуальное положение и смысл участия педагога в допросе несовершеннолетнего сродни положению специалиста - его основная задача заключается в том, чтобы помочь суду создать благоприятную психологическую атмосферу официального диалога, т.е. допроса, и получить полные, правдивые и достоверные показания, не травмируя психику подростка. Педагог с разрешения председательствующего в судебном заседании может задавать допрашиваемому вопросы.