Требования к этикетке пищевой продукции
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к этикетке пищевой продукции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 N 19АП-451/2023 по делу N А08-1052/2022
Требование: О взыскании в порядке суброгации убытков.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Таким образом, с учетом содержания представленных первичных документов, пояснений лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу, что каждое грузовое место состояло из нескольких бобин-этикеток для пищевой продукции, которые должны были быть подготовлены грузоотправителем к перевозке, обеспечены перестилом и отдельной упаковкой, принятие перевозчиком грузового места по внешней упаковке грузового места, а не отдельной бобины, не свидетельствует, что грузоотправителем были соблюдены требования ТУ 22.21.30-003-54444733-2020 к упаковке товара, используемого для изготовления пищевой продукции, при подготовке ЗАО "Данафлекс" к перевозке.
Требование: О взыскании в порядке суброгации убытков.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Таким образом, с учетом содержания представленных первичных документов, пояснений лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу, что каждое грузовое место состояло из нескольких бобин-этикеток для пищевой продукции, которые должны были быть подготовлены грузоотправителем к перевозке, обеспечены перестилом и отдельной упаковкой, принятие перевозчиком грузового места по внешней упаковке грузового места, а не отдельной бобины, не свидетельствует, что грузоотправителем были соблюдены требования ТУ 22.21.30-003-54444733-2020 к упаковке товара, используемого для изготовления пищевой продукции, при подготовке ЗАО "Данафлекс" к перевозке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация (заказчик) заключила договор подряда на производство пищевой продукции партиями для продажи этой продукции потребителям через магазины (рецепт, технология - разработка организации). На этикетке продукта в качестве производителя указывается заказчик или подрядчик?
(Консультация эксперта, 2023)Требования к этикетке по общему правилу устанавливаются: Законом N 2300-1, ГОСТами, техническими регламентами и внутренними актами изготовителя (производителя), применение такого или иного закона в первую очередь зависит от вида продукции. Например, требования к этикетке пищевых продуктов установлены в ГОСТ Р 51074-2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) (далее - ГОСТ Р 51074-2003), где указано, что заказчик (производитель/изготовитель) по своему усмотрению вправе указать на этикетке товара, что под его контролем и (или) по его заказу была изготовлена пищевая продукция (п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003).
(Консультация эксперта, 2023)Требования к этикетке по общему правилу устанавливаются: Законом N 2300-1, ГОСТами, техническими регламентами и внутренними актами изготовителя (производителя), применение такого или иного закона в первую очередь зависит от вида продукции. Например, требования к этикетке пищевых продуктов установлены в ГОСТ Р 51074-2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) (далее - ГОСТ Р 51074-2003), где указано, что заказчик (производитель/изготовитель) по своему усмотрению вправе указать на этикетке товара, что под его контролем и (или) по его заказу была изготовлена пищевая продукция (п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003).
Готовое решение: Какая информация должна быть обязательно нанесена на этикетку товара
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что специальными нормами может быть предусмотрено указание всей или некоторой обязательной информации, перечисленной в Законе о защите прав потребителей, именно на этикетке. Также этикетка может быть прямо названа одним из способов размещения такой информации (см., например, требования к способам доведения маркировки пищевой продукции в п. 2 ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011 о пищевой продукции в части ее маркировки).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что специальными нормами может быть предусмотрено указание всей или некоторой обязательной информации, перечисленной в Законе о защите прав потребителей, именно на этикетке. Также этикетка может быть прямо названа одним из способов размещения такой информации (см., например, требования к способам доведения маркировки пищевой продукции в п. 2 ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011 о пищевой продукции в части ее маркировки).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)В частности, в соответствии с п. 4.13.1 Методических указаний "2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище" (МУК 2.3.2.721-98), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15 октября 1998 г., расфасованные и упакованные БАД к пище должны иметь этикетки, на которых на русском языке указываются: наименование продукта и его вид; номер технических условий (для отечественных БАД); область применения; название организации-изготовителя и ее юридический адрес (для импортируемых на территорию Российской Федерации продуктов - страна происхождения и наименование фирмы-изготовителя); вес и объем продукта; наименование входящих в состав продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; пищевая ценность (калорийность, белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы); условия хранения; срок годности и дата изготовления; способ применения (в случае, если требуется дополнительная подготовка БАД); рекомендации по применению, дозировка; противопоказания к использованию и побочные действия (при необходимости); особые условия реализации (при необходимости).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)В частности, в соответствии с п. 4.13.1 Методических указаний "2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище" (МУК 2.3.2.721-98), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15 октября 1998 г., расфасованные и упакованные БАД к пище должны иметь этикетки, на которых на русском языке указываются: наименование продукта и его вид; номер технических условий (для отечественных БАД); область применения; название организации-изготовителя и ее юридический адрес (для импортируемых на территорию Российской Федерации продуктов - страна происхождения и наименование фирмы-изготовителя); вес и объем продукта; наименование входящих в состав продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; пищевая ценность (калорийность, белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы); условия хранения; срок годности и дата изготовления; способ применения (в случае, если требуется дополнительная подготовка БАД); рекомендации по применению, дозировка; противопоказания к использованию и побочные действия (при необходимости); особые условия реализации (при необходимости).
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)4. На этикетках спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для розничной продажи, наряду с иной обязательной информацией должна содержаться информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях (при этом в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции вместо слов "этиловый спирт" должно использоваться слово "денатурат"). Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 процентов ее площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции).
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)4. На этикетках спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для розничной продажи, наряду с иной обязательной информацией должна содержаться информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях (при этом в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции вместо слов "этиловый спирт" должно использоваться слово "денатурат"). Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 процентов ее площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции).
Ситуация: Какая информация должна быть указана на упаковке пищевых продуктов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, законодательством предусмотрены общие требования к информации на пищевом продукте (далее - продукте) отечественного или импортного производства, который реализуется в сфере розничной торговли.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, законодательством предусмотрены общие требования к информации на пищевом продукте (далее - продукте) отечественного или импортного производства, который реализуется в сфере розничной торговли.
Вопрос: Организация для клиентов, работников, а также для рекламных акций хочет произвести сувенирные шоколадные батончики со своим логотипом. Нужно ли размещать маркировку на этикетке шоколадных батончиков в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011? Какие организации вправе не маркировать производимую пищевую продукцию?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация для клиентов, работников, а также для рекламных акций хочет произвести сувенирные шоколадные батончики со своим логотипом. Нужно ли размещать маркировку на этикетке шоколадных батончиков в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011? Какие организации вправе не маркировать производимую пищевую продукцию?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация для клиентов, работников, а также для рекламных акций хочет произвести сувенирные шоколадные батончики со своим логотипом. Нужно ли размещать маркировку на этикетке шоколадных батончиков в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011? Какие организации вправе не маркировать производимую пищевую продукцию?
Ситуация: Каковы правила продажи продовольственных товаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об основных потребительских свойствах товара, о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об основных потребительских свойствах товара, о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
Вопрос: Что понимается под фальсифицированной продукцией?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Фальсифицированная экологическая продукция - продукты, материалы и изделия, информация о которых в прилагаемых к ним документах и на этикетках не соответствует требованиям экологического агропроизводства (ст. 4 Модельного закона "Об экологическом агропроизводстве") (Постановление N 40-8 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, принят в г. Санкт-Петербурге 18.04.2014).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Фальсифицированная экологическая продукция - продукты, материалы и изделия, информация о которых в прилагаемых к ним документах и на этикетках не соответствует требованиям экологического агропроизводства (ст. 4 Модельного закона "Об экологическом агропроизводстве") (Постановление N 40-8 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, принят в г. Санкт-Петербурге 18.04.2014).
Вопрос: Необходимо ли экспертное заключение по вопросу о том, представляют ли опасность для здоровья реализованные пищевые продукты с истекшими сроками годности или при отсутствии соответствующей маркировки, для привлечения лица к ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) качество пищевых продуктов - совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) качество пищевых продуктов - совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека.