Субсидиарная ответственность муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Действия по затягиванию ликвидации учреждения, направленные на уклонение от расчетов с кредиторами и освобождение от субсидиарной ответственности, при отсутствии объективных причин являются злоупотреблением правом
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 13622/12 по делу N А05-5696/2011
Применимые нормы: п. 1 ст. 10, ст. ст. 61, 123.22, 399 ГК РФДействия муниципального образования по затягиванию процедуры ликвидации учреждения при отсутствии объективных причин (продление сроков ликвидации на длительный период) фактически направлены на уклонение от расчетов с кредиторами должника и освобождение муниципального образования от субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, что в совокупности представляет собой злоупотребление правом и является недопустимым в силу ст. 10 ГК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 13622/12 по делу N А05-5696/2011
Применимые нормы: п. 1 ст. 10, ст. ст. 61, 123.22, 399 ГК РФДействия муниципального образования по затягиванию процедуры ликвидации учреждения при отсутствии объективных причин (продление сроков ликвидации на длительный период) фактически направлены на уклонение от расчетов с кредиторами должника и освобождение муниципального образования от субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, что в совокупности представляет собой злоупотребление правом и является недопустимым в силу ст. 10 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публично-правовая ответственность должностных лиц в процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Таким образом, целесообразным можно считать в целях повышения эффективности и популяризации процедуры восстановления платежеспособности муниципалитета принять в гл. 19.1 БК РФ дополнения и (или) изменения, направленные на формирование института субсидиарной ответственности главы муниципального образования по долгам муниципалитета путем рецепции положительного законодательного опыта регулирования данного правового института в сфере несостоятельности (банкротства).
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Таким образом, целесообразным можно считать в целях повышения эффективности и популяризации процедуры восстановления платежеспособности муниципалитета принять в гл. 19.1 БК РФ дополнения и (или) изменения, направленные на формирование института субсидиарной ответственности главы муниципального образования по долгам муниципалитета путем рецепции положительного законодательного опыта регулирования данного правового института в сфере несостоятельности (банкротства).
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Одновременно суды не нашли оснований для привлечения к субсидиарной ответственности муниципального образования <19> по п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, указав на то, что конкурсный управляющий не доказал совершения его органами конкретных действий, повлекших банкротство должника.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Одновременно суды не нашли оснований для привлечения к субсидиарной ответственности муниципального образования <19> по п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, указав на то, что конкурсный управляющий не доказал совершения его органами конкретных действий, повлекших банкротство должника.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Статья: Механизм привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процессе несостоятельности: современные тренды
(Карелина С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Ярким примером такой тенденции является дело МУП "ЖЭК" <14>. В рамках данного дела конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением, в котором просил привлечь к субсидиарной ответственности Муниципальное образование (собственник имущества), бывших руководителей МУПа за неподачу ими заявления о банкротстве подконтрольной организации, а также бывшего главного бухгалтера за доведение МУПа до банкротства.
(Карелина С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Ярким примером такой тенденции является дело МУП "ЖЭК" <14>. В рамках данного дела конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением, в котором просил привлечь к субсидиарной ответственности Муниципальное образование (собственник имущества), бывших руководителей МУПа за неподачу ими заявления о банкротстве подконтрольной организации, а также бывшего главного бухгалтера за доведение МУПа до банкротства.
Статья: Вещные права в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество составляет казну соответствующих публично-правовых образований. Казна Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований состоит из средств соответствующих бюджетов и иного государственного и муниципального имущества. Средства государственной и муниципальной казны в целом и бюджетные средства в первую очередь являются объектом взыскания кредиторов по обязательствам публичных собственников. За счет бюджетных средств осуществляется субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований по обязательствам созданных ими казенных предприятий и учреждений.
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество составляет казну соответствующих публично-правовых образований. Казна Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований состоит из средств соответствующих бюджетов и иного государственного и муниципального имущества. Средства государственной и муниципальной казны в целом и бюджетные средства в первую очередь являются объектом взыскания кредиторов по обязательствам публичных собственников. За счет бюджетных средств осуществляется субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований по обязательствам созданных ими казенных предприятий и учреждений.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункт 1 названной ст. 840 части второй ГК РФ в прежней (первоначальной) редакции содержал следующие положения: банки обязаны обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, а в предусмотренных законом случаях и иными способами; возврат вкладов граждан банком, в уставном капитале которого более 50% акций или долей участия имеют Россия и (или) субъекты РФ, а также муниципальные образования, кроме того, гарантируется их субсидиарной ответственностью по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном статьей 399 "Субсидиарная ответственность" части первой ГК РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункт 1 названной ст. 840 части второй ГК РФ в прежней (первоначальной) редакции содержал следующие положения: банки обязаны обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, а в предусмотренных законом случаях и иными способами; возврат вкладов граждан банком, в уставном капитале которого более 50% акций или долей участия имеют Россия и (или) субъекты РФ, а также муниципальные образования, кроме того, гарантируется их субсидиарной ответственностью по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном статьей 399 "Субсидиарная ответственность" части первой ГК РФ.