Строительство в охранной зоне объекта культурного наследия

Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство в охранной зоне объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВС РФ: Если заявление прокурора о сносе самовольной постройки подано в связи с тем, что при строительстве ответчик нарушил нормы экологического законодательства, спор подведомствен суду общей юрисдикции
Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2014 N 18-КГПР14-58
Применимые нормы: п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 45 ГПК РФ
Если заявление прокурора подано в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе муниципального образования, и его требования связаны с возложением на индивидуального предпринимателя обязанности снести объект недвижимости на земельном участке, расположенном в охранной зоне объекта культурного наследия, поскольку при строительстве нарушены нормы экологического законодательства (отсутствует государственная экологическая экспертиза), спор неподведомствен арбитражному суду. Так как имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований не являются, спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 35 Конституции РФ"Особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, устанавливаемый в охранной зоне объекта культурного наследия, имеет своей целью защиту конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и не затрагивает само существо конституционных гарантий защиты собственности, закрепленных в статьях 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации. Частноправовой интерес конкретного лица, ряда лиц, направленный на исключение собственных земельных участков из охраняемых зон, посредством изменения границы, без обоснованного, соответствующего законодательству проекта с государственной экспертизой, не может превалировать, преобладать, превосходить публичные интересы и права неопределенного круга лиц, относительно объекта культурного наследия - федерального значения."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О действии публично-правовых ограничений права собственности в области охраны объектов культурного наследия при реализации девелоперских проектов
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)
Ключевые слова: разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка, охранные зоны объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использования территории, градостроительный регламент, правовая определенность, добросовестность публичной власти.
Статья: Ограничение прав в связи с установлением зоны с особыми условиями использования
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, N 5)
Верховный Суд Российской Федерации признал, что при отнесении оспариваемыми приказами принадлежащего административному истцу земельного участка к охранной зоне объектов культурного наследия нормы ЗК РФ и специального законодательства не были нарушены. В решении было подчеркнуто, что "особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, устанавливаемый в охранной зоне объекта культурного наследия, имеет своей целью защиту конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и не затрагивает само существо конституционных гарантий защиты собственности, закрепленных в ст. 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации" (см. [15]).

Нормативные акты

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
14. В случаях, предусмотренных абзацем вторым подпункта 3 пункта 10 и абзацем вторым пункта 11 настоящей статьи, требование о возмещении убытков, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, может быть подано со дня соответственно выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, либо со дня установления защитной зоны объекта культурного наследия, но не позднее чем в течение пяти лет со дня соответственно ввода указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию, установления зоны охраны такого объекта культурного наследия.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
7. При наличии на территориях поселения, муниципального округа, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.