Отчуждение объекта культурного наследия

Подборка наиболее важных документов по запросу Отчуждение объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Роль нотариата в гражданско-правовой защите и сбережении объектов культурного наследия
(Иванова Ж.Б.)
("Нотариус", 2019, N 7)
Безусловно, нотариус выступает от имени государства, исполняя роль "публичного свидетеля", так как именно он устанавливает и подтверждает факты, очевидцем которых является, чем гарантирует законность юридически значимых действий. Нотариус является публичным должностным лицом, которое наделено государственной властью правом придавать достоверный характер различным документам. Это создает гарантии их сохранности, доказательственной и законной силы <3>. Памятники истории и культуры являются носителями социально-культурных ценностей, воспроизводящими ценностные смыслы предметных отношений, формирующих личность. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более активно использовать правовой статус нотариусов при заключении сделок по поводу распоряжения объектами культурного наследия для повышения стабильности гражданского оборота предметов историко-культурного мира. Однако практика показывает, что сегодня крайне мало таких обращений к нотариусу. В то же время ситуация может измениться благодаря вступившему в силу 13 августа 2019 г. Закону <4>, запрещающему использовать при сделках, включающих в том числе отчуждение объектов культурного наследия, электронную подпись без письменного согласия ее владельца. Защитить безопасность всех преимуществ цифровых технологий сегодня возможно при помощи нотариуса. При использовании электронной цифровой подписи в сделке с дистанционным отчуждением недвижимости гражданину необходимо предварительно оформить разрешение на регистрацию сделки по электронным документам. Для этого ему следует направить в Росреестр соответствующее заявление либо через МФЦ, либо почтой, но предварительно удостоверить его у нотариуса. В случае когда сделка удостоверяется нотариусом и им подаются в электронной форме документы на регистрацию в Росреестр, такое разрешение не нужно в связи с тем, что нотариусом гарантируется достоверность передаваемых в государственный орган сведений.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)
Неслучайно в определении того, что формирует идентичность народов, указано, что это - памятники (памятники культуры). Только теперь речь идет о памяти народов. Я. Ассман говорит о культурной памяти, опирающейся на культурные места - горы, дороги, даже целые города <1>. В этом смысле памятник культуры не может быть присвоен, стать своим для отдельной, частной личности просто потому, что для нее он не является памятником, он не находится в ее памяти, а представляет собой что-то другое. Памятник культуры может быть лишь собственностью носителя этой культуры, общей памяти, т.е. определенной общности людей. В российском законодательстве это положение закреплено в ст. 50 Закона об объектах культурного наследия в виде нормы о запрете отчуждения объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятников и ансамблей, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников и объектов археологического наследия из государственной собственности. Здесь заложена та оппозиция частной и публичной собственности на памятник культуры, которая составляет одну из практических проблем права собственности.

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"
3. Договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке приватизации, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 14.02.2024, с изм. от 11.06.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)
4) отчуждение объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" путем продажи на конкурсе либо продажи на аукционе, если предметом аукциона является объект культурного наследия, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.