Ставка налога на имущество организаций устанавливается
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка налога на имущество организаций устанавливается (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении в 2019 году льготной ставки налога на имущество организаций, установленной законом субъекта РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Иркутской области от 08.10.2007 N 75-оз "О налоге на имущество организаций" одним из условий применения льготной ставки является отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленный срок уплаты которых истек, на 1-е число отчетных периодов, а также на 1 января налогового периода, следующего за периодом, за который налогоплательщик намеревается использовать льготную ставку. Суд установил, что по состоянию на 01.10.2019 у налогоплательщика была задолженность перед бюджетом, и признал отказ налогового органа законным. Довод налогоплательщика о том, что ему была предоставлена отсрочка уплаты налога, отклонен, поскольку решение налоговым органом в порядке, установленном ст. 61 НК РФ и Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@, не принималось.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении в 2019 году льготной ставки налога на имущество организаций, установленной законом субъекта РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Иркутской области от 08.10.2007 N 75-оз "О налоге на имущество организаций" одним из условий применения льготной ставки является отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленный срок уплаты которых истек, на 1-е число отчетных периодов, а также на 1 января налогового периода, следующего за периодом, за который налогоплательщик намеревается использовать льготную ставку. Суд установил, что по состоянию на 01.10.2019 у налогоплательщика была задолженность перед бюджетом, и признал отказ налогового органа законным. Довод налогоплательщика о том, что ему была предоставлена отсрочка уплаты налога, отклонен, поскольку решение налоговым органом в порядке, установленном ст. 61 НК РФ и Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@, не принималось.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным сообщения налоговой инспекции об отказе в предоставлении обществу налоговой льготы по налогу на имущество организаций. Суд установил, что согласно ч. 1.11 ст. 2.1 закона Нижегородской области от 05.08.2022 N 108-З "О внесении изменений в закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" организациям, основной вид экономической деятельности которых по состоянию на 1 августа 2022 года обозначен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) кодами 45, 52, 68.20.2, предоставляется льгота по налогу на имущество организаций в виде установления налоговой ставки в размере 1 процента. Данная налоговая льгота предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий: 1) если сокращение фактической численности работающих на отчетную дату составило не более 3 процентов по сравнению с фактической численностью на 1 марта 2022; 2) если за отчетный (налоговый) период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) не увеличилась. Суд установил, что сумма выручки общества за I квартал 2022 года превышает сумму выручки за I квартал 2021 года, сумма выручки за II квартал 2022 года превышает сумму выручки за II квартал 2021 года. Поскольку исчисление и уплата налога на имущество организаций (в том числе авансовых платежей) производится по итогам и отчетного, и налогового периода, применение налоговой льготы возможно только при условии соответствия установленным законом Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З "О налоге на имущество организаций" условиям на отчетную дату, то есть конкретную (последнюю) дату окончания соответствующего отчетного периода, в котором применяется льгота. Суд пришел к выводу, что на отчетные даты I и II кварталов 2022 года общество не соответствовало предусмотренному законом N 109-З условию о снижении выручки по сравнению с аналогичными периодами 2021 года, и признал правомерным отказ в предоставлении льготы за период с 01.01.2022 по 30.06.2022.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным сообщения налоговой инспекции об отказе в предоставлении обществу налоговой льготы по налогу на имущество организаций. Суд установил, что согласно ч. 1.11 ст. 2.1 закона Нижегородской области от 05.08.2022 N 108-З "О внесении изменений в закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" организациям, основной вид экономической деятельности которых по состоянию на 1 августа 2022 года обозначен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) кодами 45, 52, 68.20.2, предоставляется льгота по налогу на имущество организаций в виде установления налоговой ставки в размере 1 процента. Данная налоговая льгота предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий: 1) если сокращение фактической численности работающих на отчетную дату составило не более 3 процентов по сравнению с фактической численностью на 1 марта 2022; 2) если за отчетный (налоговый) период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) не увеличилась. Суд установил, что сумма выручки общества за I квартал 2022 года превышает сумму выручки за I квартал 2021 года, сумма выручки за II квартал 2022 года превышает сумму выручки за II квартал 2021 года. Поскольку исчисление и уплата налога на имущество организаций (в том числе авансовых платежей) производится по итогам и отчетного, и налогового периода, применение налоговой льготы возможно только при условии соответствия установленным законом Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З "О налоге на имущество организаций" условиям на отчетную дату, то есть конкретную (последнюю) дату окончания соответствующего отчетного периода, в котором применяется льгота. Суд пришел к выводу, что на отчетные даты I и II кварталов 2022 года общество не соответствовало предусмотренному законом N 109-З условию о снижении выручки по сравнению с аналогичными периодами 2021 года, и признал правомерным отказ в предоставлении льготы за период с 01.01.2022 по 30.06.2022.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Ставки по налогу на имущество для юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие ставки по налогу на имущество организаций установлены Налоговым кодексом РФ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие ставки по налогу на имущество организаций установлены Налоговым кодексом РФ
Вопрос: Какие ставки налога на имущество организаций устанавливаются на федеральной территории "Сириус"?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024
Нормативные акты
Справочная информация: "Ставки налога на имущество организаций в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В соответствии со статьей 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 1.2, 1.3, 3.1 и 3.2 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ, не могут превышать 2%. С 1 января 2023 года установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В соответствии со статьей 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 1.2, 1.3, 3.1 и 3.2 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ, не могут превышать 2%. С 1 января 2023 года установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.
Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"3) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений. Капитальными вложениями, учитываемыми при определении стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), а именно затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта стоимость имущества, переданного в уставный капитал резидента, затраты на приобретение у резидентов или других лиц имущества, которое находилось в собственности резидентов и в отношении которого ранее применялась налоговая ставка налога на имущество организаций в размерах, установленных пунктами 3 и 4 статьи 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации, затраты на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов (за исключением затрат на приобретение спортивных, туристских и прогулочных судов резидентом, реализующим инвестиционный проект в области туристско-рекреационной деятельности), затраты на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, а также затраты на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений;
(ред. от 24.06.2025)
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"3) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений. Капитальными вложениями, учитываемыми при определении стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), а именно затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта стоимость имущества, переданного в уставный капитал резидента, затраты на приобретение у резидентов или других лиц имущества, которое находилось в собственности резидентов и в отношении которого ранее применялась налоговая ставка налога на имущество организаций в размерах, установленных пунктами 3 и 4 статьи 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации, затраты на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов (за исключением затрат на приобретение спортивных, туристских и прогулочных судов резидентом, реализующим инвестиционный проект в области туристско-рекреационной деятельности), затраты на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, а также затраты на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений;
Вопрос: О предложениях по снижению налоговых ставок, а также установлению льгот по транспортному и земельному налогам, налогам на имущество организаций и физлиц в целях поддержки Белгородской области.
(Письмо Минфина России от 13.02.2024 N 03-11-10/11932)Вопрос: О предложениях по снижению налоговых ставок, а также установлению льгот по транспортному и земельному налогам, налогам на имущество организаций и физлиц в целях поддержки Белгородской области.
(Письмо Минфина России от 13.02.2024 N 03-11-10/11932)Вопрос: О предложениях по снижению налоговых ставок, а также установлению льгот по транспортному и земельному налогам, налогам на имущество организаций и физлиц в целях поддержки Белгородской области.
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Если налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и могут не превышать 0,1 процента от налогооблагаемой базы, то в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка установлена в размере 2 процентов <1>.
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Если налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и могут не превышать 0,1 процента от налогооблагаемой базы, то в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка установлена в размере 2 процентов <1>.
Статья: Отказ от исключения движимого имущества из объекта налогообложения как направление изменения юридической конструкции налога на имущество организаций
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Для пояснения необходимо сделать указание на то, что в общем количестве организаций, которые можно было бы отнести к плательщикам указанного в предыдущем абзаце налога, существуют особые категории организаций, например те, которые осуществляют инновационную деятельность <16>. Так, по налогам на имущество и прибыль организаций регионы снижают налоговые ставки, устанавливают иные налоговые льготы в отношении тех налогоплательщиков, которые ведут приоритетную для субъекта РФ инвестиционную и инновационную деятельность <17>. Соответственно, в случае если движимое имущество вновь будет относиться к числу объектов налогообложения в силу соответствующих корректировок ст. 374 Кодекса, то такое изменение затронет уже не какие-либо отдельные категории организаций, а их значительную часть.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Для пояснения необходимо сделать указание на то, что в общем количестве организаций, которые можно было бы отнести к плательщикам указанного в предыдущем абзаце налога, существуют особые категории организаций, например те, которые осуществляют инновационную деятельность <16>. Так, по налогам на имущество и прибыль организаций регионы снижают налоговые ставки, устанавливают иные налоговые льготы в отношении тех налогоплательщиков, которые ведут приоритетную для субъекта РФ инвестиционную и инновационную деятельность <17>. Соответственно, в случае если движимое имущество вновь будет относиться к числу объектов налогообложения в силу соответствующих корректировок ст. 374 Кодекса, то такое изменение затронет уже не какие-либо отдельные категории организаций, а их значительную часть.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка устанавливается в отношении всего имущества коммерческих организаций - центров спортивной подготовки, обеспечивающих учебно-тренировочные мероприятия по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка устанавливается в отношении всего имущества коммерческих организаций - центров спортивной подготовки, обеспечивающих учебно-тренировочные мероприятия по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации.
Статья: Предложения по корректировке налоговой системы обрели конкретную форму
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 22)Новым п. 1.3 ст. 380 НК РФ вводится положение, что в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,5%.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 22)Новым п. 1.3 ст. 380 НК РФ вводится положение, что в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,5%.