Совершение административного правонарушения несовершеннолетним
Подборка наиболее важных документов по запросу Совершение административного правонарушения несовершеннолетним (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.11 "Прокурор" КоАП РФ"Поддержание обвинения при рассмотрении дел, возбужденных в рамках КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающего административную ответственность, законом не предусмотрено. При этом, согласно требованиям ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.11 "Прокурор" КоАП РФ"Также КоАП РФ не предусмотрено участие в судебном разбирательстве по данному делу и прокурора, как лица, поддерживающего обвинение, так как в силу п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, тогда как рассматриваемое дело по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении заявителя не было возбуждено по инициативе прокурора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)В соответствии с положениями ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)В соответствии с положениями ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
(ред. от 04.11.2025)9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"11) сведения о рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"11) сведения о рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Статья: Прием на работу несовершеннолетних работников: квоты и ограничения
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 6)Считаем необходимым предупредить и о возможной обратной ситуации, когда работодатель счел, что, поскольку одним из видов деятельности организации является оборот табачных изделий и алкогольной продукции, у него нет обязанности трудоустраивать несовершеннолетних. Однако суды трех инстанций, учитывая, что организация осуществляет и иные виды работ и деятельности, признали организацию виновной в совершении административного правонарушения (нарушение закона о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних) и привлекли ее к ответственности в соответствии с региональным законодательством (см. Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2023 по делу N 16-2634/2023).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 6)Считаем необходимым предупредить и о возможной обратной ситуации, когда работодатель счел, что, поскольку одним из видов деятельности организации является оборот табачных изделий и алкогольной продукции, у него нет обязанности трудоустраивать несовершеннолетних. Однако суды трех инстанций, учитывая, что организация осуществляет и иные виды работ и деятельности, признали организацию виновной в совершении административного правонарушения (нарушение закона о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних) и привлекли ее к ответственности в соответствии с региональным законодательством (см. Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2023 по делу N 16-2634/2023).
Ситуация: Каковы особенности дееспособности несовершеннолетних?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За совершение административных правонарушений к несовершеннолетним могут устанавливаться и применяться, в частности, следующие административные наказания (п. п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За совершение административных правонарушений к несовершеннолетним могут устанавливаться и применяться, в частности, следующие административные наказания (п. п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ):
Статья: К вопросу о расширении пенализации и криминализации жестокого обращения с детьми
(Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.)
("Современный юрист", 2024, N 3)Таким образом, побои, причиненные детям, квалифицируются, расследуются и оцениваются так же, как и побои, причиненные взрослым, хотя причинение в таких случаях вреда не только здоровью и неприкосновенности личности, но и дополнительному объекту - нормальному психическому и нравственному развитию ребенка - очевидно. Для адекватного наказания за причинение вреда двум названным объектам целесообразным представляется установление в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ п. 2.1) в следующей редакции: "2.1) совершение административного правонарушения в отношении несовершеннолетнего;".
(Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.)
("Современный юрист", 2024, N 3)Таким образом, побои, причиненные детям, квалифицируются, расследуются и оцениваются так же, как и побои, причиненные взрослым, хотя причинение в таких случаях вреда не только здоровью и неприкосновенности личности, но и дополнительному объекту - нормальному психическому и нравственному развитию ребенка - очевидно. Для адекватного наказания за причинение вреда двум названным объектам целесообразным представляется установление в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ п. 2.1) в следующей редакции: "2.1) совершение административного правонарушения в отношении несовершеннолетнего;".
Статья: К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Закон Архангельской области от 2 марта 2005 г. N 4-2-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" <13> меры воздействия разделяет на основные и дополнительные. К основным относятся: предупреждение; объявление выговора или строгого выговора; наложение административного наказания в соответствии с КоАП РФ и областным Законом от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" <14>; принятие решения об обращении органов опеки и попечительства в суд с ходатайством об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В качестве дополнительных мер воздействия несовершеннолетнему может быть предложено: принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему за причинение материального ущерба и (или) морального вреда; несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет возместить потерпевшему вред, если несовершеннолетний имеет доход или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, и отсутствует спор о размере вреда, также он может решить проблему собственным трудом, если обладает необходимыми навыками для устранения нанесенного вреда. Постановление Правительства Республики Коми от 30 марта 2015 г. N 146 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" <15> регламентирует лишь одну меру воздействия - предупреждение, да и то лишь при рассмотрении дел, не связанных с совершением административного правонарушения несовершеннолетним.
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Закон Архангельской области от 2 марта 2005 г. N 4-2-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" <13> меры воздействия разделяет на основные и дополнительные. К основным относятся: предупреждение; объявление выговора или строгого выговора; наложение административного наказания в соответствии с КоАП РФ и областным Законом от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" <14>; принятие решения об обращении органов опеки и попечительства в суд с ходатайством об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В качестве дополнительных мер воздействия несовершеннолетнему может быть предложено: принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему за причинение материального ущерба и (или) морального вреда; несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет возместить потерпевшему вред, если несовершеннолетний имеет доход или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, и отсутствует спор о размере вреда, также он может решить проблему собственным трудом, если обладает необходимыми навыками для устранения нанесенного вреда. Постановление Правительства Республики Коми от 30 марта 2015 г. N 146 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" <15> регламентирует лишь одну меру воздействия - предупреждение, да и то лишь при рассмотрении дел, не связанных с совершением административного правонарушения несовершеннолетним.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В случае конкуренции правовых норм, определяющих место рассмотрения дела, необходимо установить приоритет между ними. Например, по делу об административном правонарушении, по которому проводилось административное расследование, правило ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не действует. Если административное расследование проводилось по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, то нормой, определяющей территориальную подведомственность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ. Таким образом, данное дело подлежит рассмотрению по месту жительства лица, совершившего правонарушение.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В случае конкуренции правовых норм, определяющих место рассмотрения дела, необходимо установить приоритет между ними. Например, по делу об административном правонарушении, по которому проводилось административное расследование, правило ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не действует. Если административное расследование проводилось по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, то нормой, определяющей территориальную подведомственность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ. Таким образом, данное дело подлежит рассмотрению по месту жительства лица, совершившего правонарушение.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) совершение несовершеннолетним административного правонарушения как до, так и после достижения возраста административной ответственности в случаях, если:
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) совершение несовершеннолетним административного правонарушения как до, так и после достижения возраста административной ответственности в случаях, если: