Снос бесхозяйной постройки

Подборка наиболее важных документов по запросу Снос бесхозяйной постройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2021 N 88-3280/2021 по делу N 2-45/2020
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования заявителя-1: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества; 2) Об обязании принять меры по регистрации бесхозяйного объекта.
Требования заявителя-2: 3) О признании объекта самовольной постройкой (об обязании снести самовольную постройку).
Обстоятельства: Отсутствие собственника водопровода влечет несвоевременное решение вопросов по обеспечению технического и санитарного состояния водных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Оценив в пределах своей компетенции представленные сторонами документы и установив юридические значимые обстоятельства, в том числе наличие у спорного имущества статуса недвижимости, отсутствие правопритязаний на объект, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении требований о признании бездействия Администрации, в обязанности которой входит организация водоснабжения населения в пределах городского округа, обращение с заявлением о постановке на учет обнаруженного бесхозяйного имущества, и возложили соответствующую обязанность на данное лицо. Требования Администрации относительно признания участка водопровода самовольной постройкой и обязании ее снести, обоснованно признаны судами несостоятельными ввиду отсутствия доказательств строительства спорного участка водопровода конкретными лицами, создания непосредственно объектом или в процессе его эксплуатации угрозы или нарушения прав и охраняемых законом интересов каких-либо лиц.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Земельные отношения в электросетевом хозяйстве
(Шакеров Р.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 7-8)
- для органов местного самоуправления - выявления и взятия на контроль бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. В этом случае собственникам земельных участков, на территории которых установлены объекты электросетевого хозяйства, собственник постройки которых не установлен, следует обратиться в органы местного самоуправления для принятия решения о сносе такого объекта электросетевого хозяйства либо о переводе его в муниципальную собственность. В случае перевода объекта в муниципальную собственность орган местного самоуправления должен заключить договор аренды с собственником земельного участка, на котором установлен данный объект электросетевого хозяйства, либо выплатить компенсацию собственнику за использование земельного участка;
Статья: Институт самовольной постройки сквозь призму правоприменения (отдельные вопросы)
(Щербаков Н.Б.)
("Вестник гражданского права", 2007, N 2)
Во-вторых, изучение ст. 222 ГК РФ (в частности, ее явная изначальная направленность лишь на объекты недвижимого имущества) наталкивает на ту мысль, что в ней идет речь о том, что право собственности на самовольную постройку не возникает как на объект недвижимого имущества. Однако все ли готовы к выводу, что застройщик не обладает никаким правом в отношении возводимого им объекта? Представляется, что застройщик обладает правом собственности на возводимый объект строительства как на объект движимого имущества, как на комплекс строительных материалов. Иначе мы получаем ничем не объяснимую ситуацию. Строительство осуществляется всегда из строительных материалов, которые находятся на праве собственности у предоставившей эти строительные материалы стороны (заказчика (застройщика) либо подрядчика, реже - инвестора) до момента их фактического использования в работе. С этого момента юридически соответствующие материалы погибают, становясь частью единого целого (строящегося объекта). В случае, если мы не придем к выводу, что до государственной регистрации права собственности на вновь создаваемый объект недвижимости у застройщика отсутствует право собственности на этот объект как на объект движимого имущества, мы придем к едва ли допустимому заключению, что соответствующие строительные материалы, работы вкладываются в никуда, в некий объект, который не является собственностью никого, т.е. является в какой-то степени ничьим объектом, в бытовом смысле объектом бесхозяйным.

Нормативные акты

Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП
(ред. от 08.11.2017)
"О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы"
(вместе с "Положением об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения", "Перечнем зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу")
10. Мероприятия по определению площадок для хранения имущества, находившегося в самовольной постройке, а также образованного в результате сноса самовольной постройки, хранению такого имущества, возврату правообладателю либо признанию бесхозяйным и оформлению в собственность города Москвы обеспечиваются префектурами административных округов города Москвы в порядке, аналогичном порядку, установленному в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".