СамооБорона административное правонарушение



Подборка наиболее важных документов по запросу СамооБорона административное правонарушение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за незаконный оборот оружия
(КонсультантПлюс, 2025)
...При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к верному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ..."
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.07.2024 N 77-2264/2024
Приговор: По ч. 1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).
Определение: Приговор оставлен без изменения.
Ссылка в кассационной жалобе на наличие решения о признании <данные изъяты> виновной по ст. 6.1.1 КоАП РФ и на наличие у А. телесных повреждений в момент его задержания 20 апреля 2023 года не свидетельствует о том, что тяжкий вред здоровью потерпевшей причинен осужденным в состоянии необходимой обороны либо при превышении ее пределов, поскольку административное правонарушение имело место задолго до совершения преступления, чему дана соответствующая оценка в приговоре и апелляционном определении.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Об обстоятельствах, освобождающих граждан от административной ответственности за совершение побоев
(Равнюшкин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)
Ранее необходимая оборона как обстоятельство, при наличии которого лицо не подлежало административной ответственности, была закреплена в законодательстве советского периода развития страны - в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. В ст. 19 названного Закона обозначалось, что "не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред" <13>.
Статья: Необходима ли необходимая оборона в КоАП РФ?
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)
Право граждан на необходимую оборону закреплено в ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ), что требует его дальнейшей конкретизации в отраслевом законодательстве, чьи нормы в своей взаимосвязи образуют комплексный, межотраслевой институт, обладающий функциональным единством. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ), в отличие от нормативных актов других отраслей законодательства, не содержит норм, регулирующих необходимую оборону, встает закономерный вопрос о том, какими же аргументами руководствовался законодатель, исключая ранее существовавший в КоАП РСФСР 1984 г. институт необходимой обороны (ст. ст. 19, 227 КоАП РСФСР)? Для ответа на поставленный вопрос ознакомимся с правовыми воззрениями, которые допускают возможность исключения института необходимой обороны из административно-деликтного законодательства. Забегая вперед, отметим, что по этому поводу существует достаточно большое количество позиций с большой полярностью мнений. Наиболее распространенное объяснение отсутствия в административно-деликтном законодательстве норм о необходимой обороне связывается с процессом сближения публично-правовых отраслей в охране наиболее важных общественных отношений. Поэтому распространено мнение о том, что регулирование рассматриваемого института обеспечивается исключительно уголовным законом <3>. Близкой позиции придерживаются и исследователи, считающие, что ситуации, влекущие право на необходимую оборону и имеющие значение для административно-правового регулирования, подразумеваются межотраслевым характером данного института, а производство по делу следует прекращать на основании нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации <4>.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)
"О материальной ответственности военнослужащих"
3. Не допускается привлечение военнослужащего к материальной ответственности за ущерб, причиненный этим военнослужащим вследствие исполнения обязательного для него приказа (распоряжения) командира (начальника), иных правомерных действий (правомерного бездействия), в том числе совершенных в состоянии необходимой обороны, при задержании лица, совершившего преступление или административное правонарушение, для доставления органам власти и (или) пресечения возможности совершения им новых преступления или административного правонарушения, в состоянии крайней необходимости, вследствие действий (бездействия), связанных с обоснованным служебным риском, вследствие действий, осуществленных в отношении имущества воинской части в соответствии со специальными предписаниями нормативных правовых актов, а также за ущерб, причиненный вследствие действия непреодолимой силы, в том числе в результате физического принуждения военнослужащего, если вследствие такого принуждения он не мог руководить своими действиями (бездействием).
показать больше документов