Должностное лицо ук
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностное лицо ук (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 143 "Нарушение требований охраны труда" УК РФ"Также, судебная коллегия отмечает, что при разрушении производственных помещений до состояния сквозного проникновения частей тела человека и инвентаря возникает угроза жизни и здоровья работников общества, что предусматривает иную (уголовную) ответственность руководителя организаций и иных должностных лиц (ст. 143 УК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об обоснованности признания начальников по воинскому званию должностными лицами
(Степаненко Н.Е., Чумаченко Н.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)В статье рассмотрены вопросы уголовной ответственности начальников по воинскому званию за должностные преступления, а также обоснованность признания их должностными лицами по Уголовному кодексу Российской Федерации.
(Степаненко Н.Е., Чумаченко Н.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)В статье рассмотрены вопросы уголовной ответственности начальников по воинскому званию за должностные преступления, а также обоснованность признания их должностными лицами по Уголовному кодексу Российской Федерации.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
(ред. от 15.10.2025)Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений - должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях Российской Федерации и органах.
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений - должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях Российской Федерации и органах.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, на основании гл. 30 УК РФ должностные лица несут ответственность за такие преступления, как:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, на основании гл. 30 УК РФ должностные лица несут ответственность за такие преступления, как:
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Большое количество жалоб граждан поступает в органы и должностным лицам публичной власти именно в связи с подписанием ответа на их обращения не лицом, которому они адресовали свое обращение, а иным, "присвоившим себе", по мнению граждан, право рассматривать обращения, лицом. Данное восприятие основано на неверном толковании гражданами норм права, так как подписание ответа уполномоченным на то лицом в полной мере отвечает требованиям законодательства Российской Федерации и не является присвоением полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Большое количество жалоб граждан поступает в органы и должностным лицам публичной власти именно в связи с подписанием ответа на их обращения не лицом, которому они адресовали свое обращение, а иным, "присвоившим себе", по мнению граждан, право рассматривать обращения, лицом. Данное восприятие основано на неверном толковании гражданами норм права, так как подписание ответа уполномоченным на то лицом в полной мере отвечает требованиям законодательства Российской Федерации и не является присвоением полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ).
Готовое решение: Какие возможны последствия для работодателя при необоснованном отказе в приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)уголовная ответственность. Она может наступить, если отказать в заключении трудового договора соискателю только из-за того, что он достиг предпенсионного возраста, или женщина беременна, или у женщины есть дети в возрасте до трех лет. Отвечать за это нарушение будет только виновное должностное лицо (ст. ст. 144.1, 145 УК РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46);
(КонсультантПлюс, 2025)уголовная ответственность. Она может наступить, если отказать в заключении трудового договора соискателю только из-за того, что он достиг предпенсионного возраста, или женщина беременна, или у женщины есть дети в возрасте до трех лет. Отвечать за это нарушение будет только виновное должностное лицо (ст. ст. 144.1, 145 УК РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46);
Статья: Историко-правовой анализ понятия должностного лица как субъекта получения взятки в отечественном законодательстве
(Куликов А.В., Петрак Н.А.)
("Российский следователь", 2024, N 3)В 1961 г. вступил в силу новый УК РСФСР, который закрепил новое определение понятия должностного лица применительно к уголовному закону. Законодатель счел необходимым выделить обязательный признак, присущий субъекту должностных преступлений, - осуществление управленческой деятельности. Что примечательно, сохранилась преемственность указания определения в примечании к базовой статье о должностных преступлениях (ст. 170 УК РСФСР). Так, согласно примечанию к ст. 170 УК, к должностным лицам были отнесены лица, которым присуще выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, что в конечном счете нашло отражение и в современном уголовном законодательстве Российской Федерации <9>. Следует отметить наличие факта, что именно УК РСФСР 1960 г. регулировал вопрос привлечения к уголовной ответственности лиц, выпадающих из категории должностных, но осуществляющих выполнение своих управленческих профессиональных функций, которые остаются сегодня неурегулированными. Так, статья 156.2 УК РСФСР признавала должностным преступлением получение незаконного вознаграждения за осуществление профессиональных функций служащими (так называемая бытовая коррупция). Такие уголовные деяния происходили в основном в сфере торговли, общественного питания, а также бытового, коммунального, медицинского обслуживания, которые в тот период относились к государственному сектору. Можно отметить в положительном аспекте, что в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. законодатель устанавливал четкое разграничение уголовной ответственности лиц, осуществляющих управленческие функции, при квалификации преступлений, совершенных как должностными, так и не должностными лицами за одни и те же аналогичные по объективной стороне деяния. При первом варианте следует говорить о специальном субъекте злоупотреблений, в том числе получения взятки, - должностном лице, при втором - о широком круге лиц, служащих государственного сектора, обладающих организационно-распорядительными полномочиями, занимающихся поборами <10>.
(Куликов А.В., Петрак Н.А.)
("Российский следователь", 2024, N 3)В 1961 г. вступил в силу новый УК РСФСР, который закрепил новое определение понятия должностного лица применительно к уголовному закону. Законодатель счел необходимым выделить обязательный признак, присущий субъекту должностных преступлений, - осуществление управленческой деятельности. Что примечательно, сохранилась преемственность указания определения в примечании к базовой статье о должностных преступлениях (ст. 170 УК РСФСР). Так, согласно примечанию к ст. 170 УК, к должностным лицам были отнесены лица, которым присуще выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, что в конечном счете нашло отражение и в современном уголовном законодательстве Российской Федерации <9>. Следует отметить наличие факта, что именно УК РСФСР 1960 г. регулировал вопрос привлечения к уголовной ответственности лиц, выпадающих из категории должностных, но осуществляющих выполнение своих управленческих профессиональных функций, которые остаются сегодня неурегулированными. Так, статья 156.2 УК РСФСР признавала должностным преступлением получение незаконного вознаграждения за осуществление профессиональных функций служащими (так называемая бытовая коррупция). Такие уголовные деяния происходили в основном в сфере торговли, общественного питания, а также бытового, коммунального, медицинского обслуживания, которые в тот период относились к государственному сектору. Можно отметить в положительном аспекте, что в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. законодатель устанавливал четкое разграничение уголовной ответственности лиц, осуществляющих управленческие функции, при квалификации преступлений, совершенных как должностными, так и не должностными лицами за одни и те же аналогичные по объективной стороне деяния. При первом варианте следует говорить о специальном субъекте злоупотреблений, в том числе получения взятки, - должностном лице, при втором - о широком круге лиц, служащих государственного сектора, обладающих организационно-распорядительными полномочиями, занимающихся поборами <10>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время в ч. 3 ст. 285 УК РФ сказано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время в ч. 3 ст. 285 УК РФ сказано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-первых, требования п. 34, 36 Правил управления МКД не являются лицензионными, поэтому за их нарушение УК не может быть привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (см. Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2019), утвержденный Президиумом ВС РФ 17.07.2019). То же самое касается привлечения к ответственности по ст. 13.19.2 КоАП РФ должностного лица УК. Как показывают обстоятельства нескольких судебных дел, именно так поступил ГЖН в ситуации, когда УК не дала ответ на обращение жильцов жилого дома, направленное через ГИС ЖКХ. Из смысла и содержания ст. 13.19.2 КоАП РФ следует, что административная ответственность наступает за неразмещение имеющейся у управляющей организации информации в ГИС ЖКХ. Однако отсутствие ответа на обращение означает невозможность размещения информации о нем в системе, соответственно, допущенный проступок предполагает иной состав административного правонарушения. В итоге судьи прекратили производство по делам (постановления Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2021 N 16-3919/2021, от 02.04.2021 N 16-1760/2021).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-первых, требования п. 34, 36 Правил управления МКД не являются лицензионными, поэтому за их нарушение УК не может быть привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (см. Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2019), утвержденный Президиумом ВС РФ 17.07.2019). То же самое касается привлечения к ответственности по ст. 13.19.2 КоАП РФ должностного лица УК. Как показывают обстоятельства нескольких судебных дел, именно так поступил ГЖН в ситуации, когда УК не дала ответ на обращение жильцов жилого дома, направленное через ГИС ЖКХ. Из смысла и содержания ст. 13.19.2 КоАП РФ следует, что административная ответственность наступает за неразмещение имеющейся у управляющей организации информации в ГИС ЖКХ. Однако отсутствие ответа на обращение означает невозможность размещения информации о нем в системе, соответственно, допущенный проступок предполагает иной состав административного правонарушения. В итоге судьи прекратили производство по делам (постановления Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2021 N 16-3919/2021, от 02.04.2021 N 16-1760/2021).
Статья: Должностное лицо или управленец в организации?
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)1. Как следует из п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, должностными лицами в статьях гл. 30 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в том числе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах. В отличие от должностных лиц закон относит в п. 1 примечаний к ст. 201 УК к выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечаний к ст. 285 УК, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, в том числе лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)1. Как следует из п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, должностными лицами в статьях гл. 30 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в том числе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах. В отличие от должностных лиц закон относит в п. 1 примечаний к ст. 201 УК к выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечаний к ст. 285 УК, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, в том числе лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За действия (бездействие), которые повлекли неисполнение обязательств по контракту и причинили крупный ущерб (размер вреда составил более 1,5 млн руб.) или существенно нарушили права и интересы организаций или интересы общества и государства, должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ. Такой вывод можно сделать на основании Письма ФАС России от 22.03.2018 N РП/19241/18.
(КонсультантПлюс, 2025)За действия (бездействие), которые повлекли неисполнение обязательств по контракту и причинили крупный ущерб (размер вреда составил более 1,5 млн руб.) или существенно нарушили права и интересы организаций или интересы общества и государства, должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ. Такой вывод можно сделать на основании Письма ФАС России от 22.03.2018 N РП/19241/18.