Разграничение административной и уголовной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Разграничение административной и уголовной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2025 N 38-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 12.24, пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части третьей статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского районного суда Ивановской области"Данный принцип, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, имеет общее значение и в виде нормативной конкретизации общепризнанного принципа справедливости, направленной на поддержание правовой определенности и стабильности, распространяется на законодательство об административных правонарушениях, тем более что разграничение административной и уголовной ответственности имеет относительный (условный) характер, вследствие которого санкции за любое деяние, если они обладают карательным эффектом, должны подпадать под гарантии уголовного преследования (постановления от 17 июля 2002 года N 13-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 21 марта 2013 года N 6-П, от 14 июля 2015 года N 20-П, от 10 февраля 2017 года N 2-П, от 14 июня 2018 года N 23-П, от 4 февраля 2019 года N 8-П, от 20 октября 2022 года N 45-П и др.).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 12.24, пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части третьей статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского районного суда Ивановской области"Данный принцип, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, имеет общее значение и в виде нормативной конкретизации общепризнанного принципа справедливости, направленной на поддержание правовой определенности и стабильности, распространяется на законодательство об административных правонарушениях, тем более что разграничение административной и уголовной ответственности имеет относительный (условный) характер, вследствие которого санкции за любое деяние, если они обладают карательным эффектом, должны подпадать под гарантии уголовного преследования (постановления от 17 июля 2002 года N 13-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 21 марта 2013 года N 6-П, от 14 июля 2015 года N 20-П, от 10 февраля 2017 года N 2-П, от 14 июня 2018 года N 23-П, от 4 февраля 2019 года N 8-П, от 20 октября 2022 года N 45-П и др.).
Статья: Особенности административно-правовой защиты объектов интеллектуальных прав в глобальной сети Интернет
(Толкачева Н.С.)
("Юрист", 2024, N 7)В ст. 7.12 КоАП РФ <3> закрепляется ответственность за незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм с целью извлечения дохода. Это означает, что интернет-ресурсы, которые публикуют такие произведения без согласия правообладателя и ожидают доход от посещений и просмотров рекламы, нарушают закон и могут быть привлечены к административной ответственности. С учетом этого возникает проблема в определении дохода и в разграничении административной и уголовной ответственности в данном случае. Согласно ст. 146 УК РФ <4> установлен порог для признания незаконно полученного дохода крупным, который согласно примечанию в конце статьи составляет 100 тысяч рублей. Предполагается, что данный порог будет увеличен до 500 тысяч рублей согласно проекту закона, внесенному Минфином РФ, с учетом динамики социально-экономической обстановки и уровня инфляции <5>.
(Толкачева Н.С.)
("Юрист", 2024, N 7)В ст. 7.12 КоАП РФ <3> закрепляется ответственность за незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм с целью извлечения дохода. Это означает, что интернет-ресурсы, которые публикуют такие произведения без согласия правообладателя и ожидают доход от посещений и просмотров рекламы, нарушают закон и могут быть привлечены к административной ответственности. С учетом этого возникает проблема в определении дохода и в разграничении административной и уголовной ответственности в данном случае. Согласно ст. 146 УК РФ <4> установлен порог для признания незаконно полученного дохода крупным, который согласно примечанию в конце статьи составляет 100 тысяч рублей. Предполагается, что данный порог будет увеличен до 500 тысяч рублей согласно проекту закона, внесенному Минфином РФ, с учетом динамики социально-экономической обстановки и уровня инфляции <5>.
Статья: Остается ли актуальным вопрос введения уголовной ответственности юридических лиц?
(Пикуров Н.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)В статье предпринята попытка дать ответ на вопрос о сохранении или утрате актуальности предложений о введении уголовной ответственности юридических лиц в условиях беспрецедентных испытаний на прочность рыночной экономики. Эта проблема рассматривается с учетом разграничения и взаимосвязи функций различных отраслей права, регламентирующих основания и юридические последствия нарушения юридическим лицом действующего законодательства. В основе возможных вариантов лежит анализ опыта российского законодателя как по разграничению уголовной и административной ответственности, так и по использованию взаимосвязи норм указанных отраслей права при формулировании оснований уголовной ответственности, в частности в форме административной преюдиции. Кроме того, рассмотрены возможности использования отдельных гражданско-правовых механизмов восстановления нарушенных правоотношений и критерии разграничения гражданско-правового деликта и преступления, посягающего на те же охраняемые законом ценности. Подвергнуты анализу позитивные и негативные последствия введения уголовной ответственности юридических лиц. В итоге делается вывод, согласно которому, несмотря на существенные структурные и содержательные преобразования современной российской экономики, остается потребность совершенствования законодательства об ответственности юридических лиц, в том числе и посредством введения в УК РФ нового института, в основу которого будет положено наиболее эффективное разграничение функций различных отраслей права в предупреждении нарушений со стороны негосударственных (немуниципальных) организаций.
(Пикуров Н.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)В статье предпринята попытка дать ответ на вопрос о сохранении или утрате актуальности предложений о введении уголовной ответственности юридических лиц в условиях беспрецедентных испытаний на прочность рыночной экономики. Эта проблема рассматривается с учетом разграничения и взаимосвязи функций различных отраслей права, регламентирующих основания и юридические последствия нарушения юридическим лицом действующего законодательства. В основе возможных вариантов лежит анализ опыта российского законодателя как по разграничению уголовной и административной ответственности, так и по использованию взаимосвязи норм указанных отраслей права при формулировании оснований уголовной ответственности, в частности в форме административной преюдиции. Кроме того, рассмотрены возможности использования отдельных гражданско-правовых механизмов восстановления нарушенных правоотношений и критерии разграничения гражданско-правового деликта и преступления, посягающего на те же охраняемые законом ценности. Подвергнуты анализу позитивные и негативные последствия введения уголовной ответственности юридических лиц. В итоге делается вывод, согласно которому, несмотря на существенные структурные и содержательные преобразования современной российской экономики, остается потребность совершенствования законодательства об ответственности юридических лиц, в том числе и посредством введения в УК РФ нового института, в основу которого будет положено наиболее эффективное разграничение функций различных отраслей права в предупреждении нарушений со стороны негосударственных (немуниципальных) организаций.
Статья: Тенденции и особенности производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов
(Кожуханов Н.М., Пулин А.О.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)<16> Пулин А.О. Разграничение административной и уголовной ответственности за нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2022. N 1(58). С. 116 - 128.
(Кожуханов Н.М., Пулин А.О.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)<16> Пулин А.О. Разграничение административной и уголовной ответственности за нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2022. N 1(58). С. 116 - 128.
Статья: Проблемы соотношения мер уголовно-правового обеспечения контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации с административно-правовыми
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2021, N 6)С учетом формального состава рассматриваемого преступления, идентичности объекта посягательства и альтернативных деяний, характеризующих объективную сторону как административного правонарушения, так и преступления, наиболее острыми остаются проблемы разграничения административной и уголовной ответственности за непредставление информации Счетной палате РФ. Отсутствие достаточной наработанной судебной практики, которая является ориентиром в целом для правоприменительной практики, также не позволяет произвести достаточно аргументированное их разграничение.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2021, N 6)С учетом формального состава рассматриваемого преступления, идентичности объекта посягательства и альтернативных деяний, характеризующих объективную сторону как административного правонарушения, так и преступления, наиболее острыми остаются проблемы разграничения административной и уголовной ответственности за непредставление информации Счетной палате РФ. Отсутствие достаточной наработанной судебной практики, которая является ориентиром в целом для правоприменительной практики, также не позволяет произвести достаточно аргументированное их разграничение.
Статья: Административная юрисдикция в зеркале уголовного судопроизводства: сравнение на основе функционального подхода
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2023, N 2)<1> См., например: Головко Л.В. Разграничение административной и уголовной ответственности по российскому праву // Lex russica. 2016. N 1. С. 139 - 145; Головко Л.В. Административная преюдиция в уголовном праве: казус Ильдара Дадина // Закон. 2017. N 2. С. 21 - 29.
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2023, N 2)<1> См., например: Головко Л.В. Разграничение административной и уголовной ответственности по российскому праву // Lex russica. 2016. N 1. С. 139 - 145; Головко Л.В. Административная преюдиция в уголовном праве: казус Ильдара Дадина // Закон. 2017. N 2. С. 21 - 29.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Среди экологических правонарушений следует выделять экологические административные правонарушения, совершение которых влечет наступление административной ответственности, и экологические преступления, совершение которых, в свою очередь, приводит к применению мер уголовной ответственности. Ключевыми критериями для разграничения административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере использования и охраны водных объектов являются более высокая степень общественной опасности и более тяжелый характер наступающих последствий последних.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Среди экологических правонарушений следует выделять экологические административные правонарушения, совершение которых влечет наступление административной ответственности, и экологические преступления, совершение которых, в свою очередь, приводит к применению мер уголовной ответственности. Ключевыми критериями для разграничения административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере использования и охраны водных объектов являются более высокая степень общественной опасности и более тяжелый характер наступающих последствий последних.
"Квалификация хищений, совершаемых с использованием информационных технологий: монография"
(Ушаков Р.М.)
("Юстицинформ", 2023)<97> См.: Головко Л.В. Разграничение административной и уголовной ответственности по российскому праву // Lex russica. 2016. N 1. Т. 25. С. 141.
(Ушаков Р.М.)
("Юстицинформ", 2023)<97> См.: Головко Л.В. Разграничение административной и уголовной ответственности по российскому праву // Lex russica. 2016. N 1. Т. 25. С. 141.
Статья: Миграционная политика Российской Федерации как фундамент национальной безопасности
(Багдасарян С.Д., Гришина Т.М.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)<9> Сасина Е.Н. Некоторые проблемы разграничения административной и уголовной ответственности по фактам незаконной миграции // Армия и общество. 2014. N 1 (38). С. 119 - 124.
(Багдасарян С.Д., Гришина Т.М.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)<9> Сасина Е.Н. Некоторые проблемы разграничения административной и уголовной ответственности по фактам незаконной миграции // Армия и общество. 2014. N 1 (38). С. 119 - 124.
Статья: "Угроза массового заболевания людей" как признак преступления: новелла уголовного закона в период пандемии COVID-19
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Вместе с тем при ее применении могут возникнуть сложности в разграничении уголовных преступлений от схожих по составу административных правонарушений. Для унификации правоприменительной практики следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который в своих Обзорах определил общие принципы разграничения административной и уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил <18>.
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Вместе с тем при ее применении могут возникнуть сложности в разграничении уголовных преступлений от схожих по составу административных правонарушений. Для унификации правоприменительной практики следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который в своих Обзорах определил общие принципы разграничения административной и уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил <18>.
Статья: Проблемы квалификации неоконченных хищений с неконкретизированным умыслом
(Хромов Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)3. Поскольку стоимость имущества является одним из критериев для разграничения административной и уголовной ответственности, наступление последней за безрезультативные покушения на неквалифицированные виды кражи, мошенничества, присвоения или растраты с качественно неконкретизированным умыслом невозможно.
(Хромов Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)3. Поскольку стоимость имущества является одним из критериев для разграничения административной и уголовной ответственности, наступление последней за безрезультативные покушения на неквалифицированные виды кражи, мошенничества, присвоения или растраты с качественно неконкретизированным умыслом невозможно.